Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Муниципалитетам дадут подержать полномочия

Во исполнение обещания Собянина Мосгордума расширила полномочия муниципальных собраний



Муниципальные депутаты смогут участвовать в согласовании перечней по благоустройству парков и...

Муниципальные депутаты смогут участвовать в согласовании перечней по благоустройству парков и скверов

ИТАР-ТАСС
Мосгордума приняла в первом чтении законопроект, по которому муниципальные депутаты смогут участвовать в согласовании перечней подлежащих ремонту домов и дворов, планов по благоустройству парков и скверов, а также строительства объектов местного значения из сформированного мэрией перечня. Представительный орган сможет даже выразить недоверие главе управы или руководителю ГУИСа. Однако, если депутаты начнут злоупотреблять новыми полномочиями, их могут и отобрать.

В среду Мосгордума одобрила в первом чтении законопроект «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями в городе Москве». В окончательной редакции депутаты планируют принять его до середины июля, чтобы уже с 1 августа муниципальные депутаты приступили к исполнению новых полномочий.

Согласно предложенному мэрией документу, представительные органы местного самоуправления получат право участвовать в согласовании ежегодного перечня подлежащих ремонту жилых домов и дворов, а также планов по благоустройству парков и скверов. Как сообщил на заседании Мосгордумы руководитель департамента территориальных органов исполнительной власти мэрии Вячеслав Шуленин, на «озвученные программы только в этом году из городского бюджета выделено 26 млрд рублей, и, если все будут участвовать в этой работе, мы сможем повысить ее качество».

При этом управленческие функции сохраняются за исполнительной властью: проводить аукционы и заключать договоры с подрядчиками будут управы. Однако контроль за расходованием средств поручается местному самоуправлению: муниципальные собрания будут делегировать своих депутатов в приемочные комиссии, контролирующие ход работ и осуществляющие госприемку.

«Мы предлагаем депутатам поучаствовать не как экспертам в той или иной области, а как простым жителям или представителям жителей, выражающим их интересы», — уточнила заместитель мэра, полномочный представитель мэра в Мосгордуме Анастасия Ракова.

Кроме того, со следующего года будет создан фонд развития районов в размере 5 млрд рублей (по 40 млн рублей на район), расходы из которого будут определять сами местные депутаты.

Органам местного самоуправления доверяется также согласование размещения объектов гаражного и религиозного назначения, небольших магазинов, рынков, аптек, ремонтных мастерских и других объектов, площадь которых не превышает 1500 кв. м. Перечень объектов местного значения, строительство которых будет невозможно без согласия двух третей от числа депутатов муниципального собрания, будет формироваться мэрией. «Общегородские» объекты в компетенцию органов местного самоуправления не попадают, и наложить вето на вредный для района, но «необходимый городу» проект депутаты не смогут.

Третий блок полномочий — контрольно-надзорный. Законопроектом вводится обязательный ежегодный отчет перед муниципальным собранием главы района, директора главного управления инженерных служб, главврача поликлиники и руководителей ряда других служб. Как утверждают в мэрии, отношение депутатов к этим отчетам может лечь в основу последующих кадровых решений соответствующих департаментов и мэра. Так, если двумя третями голосов депутатов будет выражено недоверие главе управы, это может считаться веским основанием для его увольнения.

Впрочем сколько-нибудь существенной самостоятельности муниципальная власть в Москве не получит: в случае если мэрия окажется недовольна каким-либо постоянно голосующим против спускаемых сверху предложений представительным органом, она сможет эти полномочия у него забрать.

Дело в том, что новые полномочия местного самоуправления передаются муниципальным собраниям не как собственные, а как делегированные от государственной власти, которых в любой момент можно лишиться по инициативе мэра.

Кроме того, предусмотрена возможность выполнения этой грязной работы подконтрольным мэрии Советом муниципальных образований города Москвы.

В принятой на том же заседании поправке в Устав города предусмотрена возможность отзыва отдельных полномочий по инициативе совета, для чего за ним даже закрепляется право выступать с законодательной инициативой по данному вопросу. Как пояснила председатель думской комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова, учитывая расширение полномочий органов местного самоуправления, «представляется целесообразным расширить полномочия совета, представляющего консолидированную позицию муниципального сообщества».

При этом подтвердить официальный статус совета Портнова не смогла. На вопрос депутата Анатолия Петрова, каким правовым актом города установлено, что совет муниципальных образований является официальным органом, ответа не последовало.

Против поправки, «дающей право законодательной инициативы некой общественной организации, в уставе которой записано, что она не отвечает по обязательствам своих членов, а также может быть преобразована в некоммерческое партнерство или хозяйствующее товарищество», выступил и лидер думской фракция КПРФ Андрей Клычков. Кроме того, отметил Клычков, совет представлен, в основном, председателями муниципальных образований, «имеющих отношение к одной партии и не отражающих мнения других депутатов».

Что до самого законопроекта о расширении полномочий, то, по мнению Клычкова, представленная редакция не позволяет говорить о реальной передаче полномочий муниципальным собраниям, а всего лишь о возможности высказывать свое мнение. «Я приветствую сделанный первый шаг, но муниципальные депутаты просят дать им возможность не просто поговорить, а решать вопросы. Не согласовывать, а утверждать принципиальные вещи», — заявил он. В ответ Ракова сообщила, что работа муниципальных собраний получает наконец-то «сутевое наполнение», так как раньше они делали все то же самое, но без конкретных полномочий и возможности влиять на результат.

В итоге Мосгордума приняла документ в первом чтении, несмотря даже на замечания прокуратуры о том, что по Конституции муниципальные собрания не могут заслушивать представителя госвласти – главу управы – и выражать ему недоверие, так как эти две ветви власти независимы друг от друга.

«Премьер-министр отчитывается перед Госдумой, мэр перед городским парламентом, так как все они представляют государственную власть, — напомнил Петров. – Но местное самоуправление у нас отделено от государства». Впрочем представители мэрии заявили, что заключение надзорного органа «в большей части касается формулировок, а не решаемой задачи», и пообещали переговорить с прокуратурой на этот счет еще раз.

По мнению сопредседателя движения «Жилищная солидарность», члена экспертной группы по обновлению «Стратегии – 2020» Дмитрия Катаева, опасающиеся в любой момент потерять полномочия муниципальные собрания не могут быть независимыми.

«Ключевой вопрос здесь «а судьи кто?», — говорит эксперт. — Если бы решать, насколько хорошо или плохо депутаты исполняют свои обязанности, доверили избирателям, то я голосовал бы за это обеими руками. При предлагаемой же системе муниципальное собрание рискует потерять полномочия, объявив недоверие главе управы или не согласовав какой-нибудь важный с точки зрения политеса объект». Не нравится факт делегирования муниципальным собраниям государственных полномочий и президенту фонда «Институт экономики города» Надежде Косаревой. «В таком случае они будут выступать от лица того, кто им эти полномочия делегировал, а должны выступать от лица жителей. Я бы предложила сделать эти полномочия собственными», — считает Косарева.

По мнению и. о. руководителя муниципального собрания «Таганское», справедливоросса Ильи Свиридова, главным пробелом законопроекта является то, что он не детализирует порядок исполнения новых полномочий – его будет определять правительство Москвы. «Порядка этого, по всей видимости, еще нет, и как он будет выглядеть – загадка, — заявил Свиридов «Газете.Ru». — В любом случае мэрия оставляет за собой право и возможность как угодно корректировать механику исполнения местным самоуправлением своих полномочий».

Что касается возможности влиять на кадровую политику, то, как считает депутат, во-первых, собрать две трети голосов, необходимые для выражения недоверия главе управы, не удастся ни в одном районе, а во-вторых, решение все равно будет принимать мэр. Что касается ГУИСов, МФЦ и органов здравоохранения, то никаких возможных реальных последствий «заслушиваний» руководителей этих структур закон не содержит.

И наконец, главной лакуной законопроекта Свиридов считает то, что подавляющее большинство муниципальных депутатов Москвы – люди, полностью занятые на основной работе. «Это касается и «системных» депутатов, и реальных общественников, оппозиционных и лояльных власти, — говорит Свиридов. — Например, у нас из 15 депутатов реально работать могут и готовы от силы 5–6 человек. С увеличением полномочий должна измениться и ситуация, когда на постоянной основе работает максимум один депутат. Кроме того, должны появиться специализированные отделы, подчиняющиеся непосредственно муниципальному собранию, которые бы вели всю административную работу по сопровождению реализации новых полномочий».

Кроме того, напоминает Свиридов, муниципальные депутаты Москвы – единственные в стране парламентарии, пусть и районные, у которых нет права на привлечение помощников – даже внештатных, работающих на общественных началах.

«Помощники нужны для того, чтобы наша деятельность не превратилась в ее имитацию, — объяснил депутат «Газете.Ru» — Помощь нужна в составлении запросов, взаимодействии с исполнительной властью и даже с гражданами: полтора десятка депутатов на 116 тысяч жителей — это очень мало. Мы посчитали, что можем ввести должности помощников своим решением, но из Совета муниципальных образований нам ответили, что это невозможно, и намекнули, что это решение будет оспаривать прокуратура».

В самом Совете считают, что муниципальным собраниям «надо направлять силы не на раздувание штатов, а на использование тех ресурсов, которые есть». «Вступая в предвыборную гонку, депутаты должны были рассчитывать свои возможности, хватит ли у них времени и сил на эту работу», – заявила «Газете.Ru» председатель совета, руководитель муниципального образования «Мещанское» Ирина Белых. По ее мнению, в районах города достаточно всевозможных общественных организаций, молодежных палат и общественных советов, и «говорить о необходимости еще одного института преждевременно».