Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Собянин отдаст немного власти

В Москве немного расширяются права местного самоуправления

Мэр Москвы Сергей Собянин объявил о реформе местного самоуправления в Москве. Муниципальным собраниям доверят согласовывать проекты благоустройства дворов и парков, подлежащих капремонту домов, а также строительство небольших объектов. Но назначаемые мэром чиновники управ будут по-прежнему распоряжаться финансами.

Столичные власти определились с тем, каким в ближайшие годы будет местное самоуправление в «старой Москве». В среду на съезде Ассоциации муниципальных образований Москвы глава города Сергей Собянин обнародовал предложения мэрии, положенные в основу законопроекта о новой системе местного самоуправления в столице. Собянин отметил, что сейчас у муниципалитетов есть «недостаток полномочий для отстаивания интересов москвичей» и надо обеспечить «непосредственного участия граждан в управлении двором, кварталом, районом».

Впрочем, революционных изменений не произойдет.

Будущий закон не устраняет двоевластия в столице: в районах «старой Москвы» по-прежнему будут функционировать и органы государственной власти (префектуры и управы), и местное самоуправление (муниципалитеты).

А право распоряжения бюджетными средствами останется у районных управ, глав которых назначает мэр. Тем не менее полномочия представительных органов власти — муниципальных собраний — расширяются.

В частности, управам придется согласовывать с муниципальными депутатами проекты благоустройства парков, а также адресные перечни подлежащих капитальному ремонту домов и включаемых в программу благоустройства дворов. Управленческие функции при этом сохраняются за исполнительной властью: проводить аукционы и заключать договоры с подрядчиками будут управы. В нынешнем году на цели благоустройства из городского бюджета выделено 26 млрд рублей.

Контроль за расходованием этих средств также поручается местному самоуправлению: муниципальные собрания будут делегировать своих депутатов в приемочные комиссии, контролирующие ход работ и осуществляющие госприемку. Кроме того, начиная со следующего года за районами будет резервироваться некоторая не имеющая целевого назначения сумма (на 2013 год планируется 5 млрд рублей — по 40—50 млн рублей на район). Расходовать эти средства на приоритетные нужды района управы будут исключительно по распоряжению муниципальных собраний.

Частично возвращаются местному самоуправлению изъятые у него в 2005 году полномочия по контролю за тем, что строится на территории их районов. Правда, в урезанном варианте. Мэрия сформирует перечень объектов местного значения (гаражи парковки, АЗС, магазины площадью до 1,5 тыс. кв. метров, храмы), строительство которых будет невозможно без согласия двух третей от числа депутатов муниципального собрания. На принятие решений депутатам отводится не более месяца.

При этом «общегородские» объекты в компетенцию органов местного самоуправления не попадают. И наложить вето на вредный для района, но «необходимый городу» проект депутаты не смогут.

Наконец, законопроектом вводится обязательный ежегодный отчет перед муниципальным собранием главы района, директора главного управления инженерных служб и главврача поликлиники. Как утверждают в мэрии, отношение депутатов к этим отчетам может лечь в основу последующих кадровых решений соответствующих департаментов и мэра.

Так, если двумя третями голосов депутатов будет выражено недоверие главе управы, это может считаться веским основанием для его увольнения. Однако в назначении главы управы муниципальное собрание никак участвовать не будет. Да и сама «вольница» муниципальных собраний будет ограничена.

Дело в том, что авторы законопроекта предусмотрительно сделали новые полномочия местного самоуправления не собственными, а делегированными от государственной власти. И в случае, если мэрия окажется недовольна каким-либо представительным органом (постоянно голосующим против), она сможет эти полномочия у него забрать. Условия, при которых муниципальные собрания могут лишаться переданных им госполномочий будут прописаны в законе.

Председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников считает, что предложенное распределение полномочий не окончательно и «баланс между госвластью и местным самоуправлением будет меняться и дальше». «Процесс запущен, и процесс этот хороший, — заявил Семенников «Газете.Ru». — Кто-то хотел большего, кто-то, наоборот, проявляет осторожность. Справятся муниципалитеты с полученными дополнительными полномочиями — можно будет их расширять и дальше, не справятся — забирать».

О возврате местному самоуправлению полномочий, существовавших при старой системе (до начала 2000-х годов), можно говорить лишь частично, считает депутат. Он напомнил, что во времена «вольницы 90-х годов» широкие полномочия местного самоуправления привели к тому, что на Пресне недра и небо были объявлены собственностью района. Поэтому сейчас муниципалитетам будет позволено согласовывать лишь строящиеся за частные средства малозначительные некапитальные и небольшие капитальные объекты, необходимые для оказания услуг населению.

По словам сопредседателя движения «Жилищная солидарность», члена экспертной группы по обновлению «Стратегии-2020» Дмитрия Катаева, делается «крошечный шаг вперед». «Практически это ничего не даст, пока в подавляющем большинстве муниципальных собраний две трети голосов принадлежат «Единой России», — считает Катаев. Но теперь можно ожидать более острой борьбы на выборах в муниципалитеты: «хоть за что-то можно будет бороться».

В то же время опасающиеся в любой момент потерять полномочия муниципальные собрания не могут быть независимыми, считает Катаев. «Ключевой вопрос здесь — «а судьи кто?», — говорит эксперт. — При предлагаемой же системе муниципальное собрание рискует потерять полномочия, объявив недоверие главе управы или не согласовав какой-нибудь важный с точки зрения политеса объект».

Кроме того, по мнению Катаева, инициативы мэрии еще более обостряют проблему двоевластия в Москве.

«Выход уже неоднократно предлагался, в том числе и в «Стратегии-2020», — говорит он. — Управы должны быть ликвидированы, а их полномочия переданы муниципалитетам. При этом местное самоуправление в отличие от управ получит не условную, а реальную власть. Сейчас любое распоряжение главы управы может быть аннулировано префектом. Если же решение будет принято избранным органом местного самоуправления, отменить его можно будет только через суд».