Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Москва двух сортов

После присоединения к Москве новых территорий старые муниципалитеты могут быть поражены в правах по сравнению с новыми

Новые территории Москвы получат куда больше местного самоуправления, чем москвичи в пределах МКАД, однако лишатся права напрямую выбирать глав муниципалитетов. Это следует из законопроекта «О местном самоуправлении в Москве», который правительство города внесло в Мосгордуму. Независимые депутаты считают, что закон нарушает права граждан, и обещают обжаловать его в Конституционном суде.

Правительство Москвы внесло в Мосгордуму проект изменений в закон «О местном самоуправлении в Москве». Подмосковные муниципальные образования, которые войдут в состав Москвы, сохранят полный объем полномочий, но жители утратят возможность прямых выборов глав муниципалитетов.

Согласно тексту законопроекта, главы городских округов и поселений (то есть новых территорий, которые войдут в состав Москвы) будут переименованы и приобретут статус глав муниципальных образований. В тексте поправок ничего не сказано о сохранении прямых выборов глав муниципальных образований на новых территориях. По действующему уставу Москвы человек на эту должность выбирается из числа муниципальных депутатов ими самими.

Источник «Газеты.Ru», близкий к правительству Москвы, подтверждает, что именно таковы планы городских властей: сохранить полномочия подмосковных органов местного самоуправления, однако ликвидировать прямую выборность мэров на подмосковных территориях, которые станут частью Москвы.

Кого лишат выборов

На новой территории Москвы жители до сих пор выбирали глав городов Щербинки, Троицка, поселков Внуково, Коммунарка и Кокошкино.

Подмосковные органы местного самоуправления (городские думы, сельсоветы) пользуются большими полномочиями, чем московские муниципалитеты, чьи полномочия были урезаны в 2002 году по инициативе московских властей еще под руководством Юрия Лужкова. Муниципальные депутаты в столице не могут вмешиваться в дела строительства, торговли, рекламы на местном уровне. Согласно законодательству, с 2002 года все, чем разрешено заниматься столичным муниципальным депутатам, — это устанавливать символы муниципалитета, учреждать муниципальные СМИ, утверждать местный бюджет, решать вопросы праздников, благоустройства, озеленения, массового спорта, вносить в органы исполнительной власти предложения по поправкам в генплан, а также выражать недоверие главе своей управы.

Никаких новых полномочий старым муниципалитетам московское правительство, согласно тексту закона, дать не планирует, зато новые муниципалитеты сохранят право распоряжаться муниципальным имуществом, организовывать тепло- и водоснабжение, создавать парковки, обеспечивать транспортную инфраструктуру, присваивать наименования улицам, выдавать разрешения на установку рекламных конструкций и утверждать генплан по застройке округа.

Сохранить местное самоуправление в новой Москве власти пообещали еще летом, сразу после объявления о планах по объединению, хотя поначалу речь шла о том, что полномочия останутся в прежнем объеме только на пятилетний переходный период.

Муниципальный депутат района «Дорогомилово» Зоя Шаргатова в разговоре с «Газетой.Ru» назвала поправки в закон, предлагаемые правительством Собянина, «правовой коллизией».

«Этот закон предлагает наделить жителей одного региона разными правами, причем поражены в правах окажутся жители старой Москвы, что не соответствует Конституции. На территории одного субъекта не предусмотрено наличия принципиально разных способов самоуправления, — говорит Шаргатова. — Главное — добиться в итоге не урезания полномочий подмосковных муниципалитетов, а возвращения московским муниципальным образованиям полномочий в полном объеме и нормального местного самоуправления в Москву».

По словам Шаргатовой, независимые московские муниципальные депутаты в составе образованного ими на прошлой неделе «Совета муниципальных депутатов» в случае принятия поправок собираются обратиться в Конституционный суд.

Руководитель фракции «Единой России» в Мосгордуме Андрей Метельский обещает, что законопроект будет приниматься после общественного обсуждения, в том числе с муниципальными депутатами в каждом районе и даже с простыми москвичами.

«Пока рано говорить о том, в каком виде законопроект будет принят. Давайте дождемся начала обсуждения, потому что пока вопросов больше, чем ответов», — сказал Метельский «Газете.Ru».

«Генплан Москвы тоже обсуждали со всеми, а приняли в том виде, в каком хотели городские власти», — напоминает главный редактор онлайн-издания «Моссовет» Юрий Загребной. «С правами муниципалитетов, скорее всего, будет так же: какую позицию займет руководство столицы, ту и примет Мосгордума. Впрочем, у московского правительства, как мне кажется, определенного и жесткого мнения по этому поводу пока нет. Можно ли на него повлиять — это спорный вопрос, в любом случае оппозиции стоит попытаться это сделать», — прогнозирует эксперт.

Власти Москвы могли намеренно внести законопроект в текущем виде для того, чтобы проверить общественную реакцию, и будут выбирать дальнейшую стратегию, исходя из того, встретит ли предлагаемая схема организации самоуправления общественное противодействие на старых и новых территориях, считает директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

«Текущая система местного самоуправления на старых территориях Москвы, скорее всего, доживает последние месяцы, так как необходимость реформы уже очевидна. Что касается новых территорий, то власти решили пойти на то, чтобы лишить их прямой выборности мэров, так как городов в этой части Подмосковья сравнительно немного и по голосованию они являются не самыми протестными. Видимо, городские власти рассчитывают на то, что жители новых территорий не сумеют организовать отпор неприятным нововведениям», — считает Виноградов.