Бывший кандидат в президенты Белоруссии и один из сильнейших соперников Александра Лукашенко Андрей Санников, осужденный на пять лет лишения свободы за организацию массовых беспорядков в ночь после выборов президента 19 декабря 2010 года, написал прошение о помиловании на имя президента. Об этом в среду рассказала жена Санникова Ирина Халип. По ее словам, прошение было составлено еще в ноябре 2011 года, однако она узнала об этом только сейчас, после первого за три месяца свидания с мужем.
«После трех месяцев полной изоляции я смогла увидеть мужа в тюрьме, – рассказала Халип на пресс-конференции в Минске. –
Когда я вчера увидела Андрея, меня потрясло, насколько измождённым он выглядит. Это человек, который за три месяца прошел минимум 10 лет сталинских лагерей. Его мать, которая тоже была на свидании, все четыре часа обратной дороги из колонии плакала. Потому что первой фразой сына были слова «я не надеялся, что еще когда-нибудь тебя увижу».
По словам Халип, прошение о помиловании на имя своего соперника Санников, по-видимому, написал под давлением администрации колонии. «Андрей дал мне понять, что еще в Могилевской тюрьме, куда его привезли 16 ноября, ему угрожали убийством меня и нашего четырехлетнего сына, — рассказала Халип. — Андрей готов умереть сам, но не позволит причинить вред нам с Даней (сын Санникова и Халип Даниил. – «Газета.Ru»). Таким образом еще 20 ноября из него выбили прошение на имя Лукашенко».
Других подтверждений обращения бывшего кандидата в президенты к Лукашенко нет. В пресс-службе белорусского президента «Газете.Ru» сообщили, что у них нет никакой информации о прошении Санникова. Связаться с колонией, в которой отбывает наказание Санников, не удалось.
Обстоятельства обращения за помилованием показались Халип странными. «Андрей не мог мне ничего сказать конкретно. Было видно, что ему это запрещено. Он сказал, что отсидка закончилась в сентябре, дальше начались пытки, — пересказала Халип слова мужа журналистам. — На прощание Андрей приложил к стеклу записку, где было написано: «Речь идет о спасении жизни. В любой момент меня могут убить».
Ответа на прошение до сих пор нет, сообщила Халип. «Почему же Лукашенко, получив столь вожделенную бумажку, не размахивал ею на пресс-конференции в декабре (традиционная итоговая пресс-конференция Лукашенко. — «Газета.Ru»), когда говорил, что политзаключенные не хотят писать прошения и поэтому сидят? — недоумевает Халип. — Они не хотят писать, но из них выбивают эти прошения под пытками и угрозами. Очевидно, что Лукашенко вовсе не были нужны прошения о помиловании. Это «отмазка» для журналистов. Его задача – не выпустить политзаключенных живыми. Если бы Лукашенко нужны были бумажки с их подписями, неужто он бы не воспользовался бумажкой с подписью его самого сильного соперника?»
На пресс-конференции, о которой говорит Халип, Александр Лукашенко пообещал, что осужденные за участие в акциях протеста не выйдут из заключения, пока не попросят его о помиловании.
«Абсолютно конкретно отвечаю: помилую человека и могу помиловать того, который ко мне обратился за помилованием. Не обратятся — будут сидеть в тюрьме, — заявил тогда президент. — Я могу помиловать, могу и не помиловать. Мое право конституционное».
Однако еще до этого выступления Лукашенко, «руководствуясь принципами гуманизма», без обращения осужденного с прошением о помиловании подписал указ о помиловании другого бывшего кандидата в президенты Дмитрия Усса. Он вышел на свободу в октябре 2011 года. Другой соперник Лукашенко, Николай Статкевич, в январе 2012 года, напротив, был решением суда переведен на более строгий режим содержания: три года из шести назначенных ему судом он проведет в тюрьме. По словам его жены Марины Адамович, от него также требовали написать прошение о помиловании, однако он категорически отказался, что, по мнению Адамович, и стало причиной для перевода в тюрьму.
Поступок Санникова напугал жену другого политзаключенного, доверенного лица Санникова на выборах Дмитрия Бондаренко. «Это все очень страшно. Я знаю Андрея. И если из него выбили прошение, я не представляю, что с ним могли делать, – сказала Ольга Бондаренко в интервью радио «Свобода». – Самое страшное, что его теперь могут и не выпустить, так как тогда он расскажет, что с ним делали. И сразу начинаешь думать, что происходит с другими политзаключенными». Сам Бондаренко, осужденный за участие в массовых беспорядках в ночь после выборов президента на два года колонии, отбывает сейчас срок в Могилевской колонии. В начале января 2012 года ему отказали в условно-досрочном освобождении как не признавшему своей вины.
Белорусский политолог Виктор Демидов называет Санникова «самым заметным белорусским политзеком», напоминая, что разгон акции протеста в ночь после выборов и жесткие приговоры для его участников стали одним из поводов для введения Евросоюзом экономических санкций против Белоруссии и запрета на въезд в страны Евросоюза для Лукашенко, ряда высокопоставленных белорусских чиновников и судей. «Это было очень болезненно для Лукашенко, так что у него действительно есть резон отпустить Санникова на свободу, другой вопрос — в каком состоянии», — рассуждает Демидов. За время заключения Санникова многократно этапировали. В сентябре 2011 года его перевели из Новополоцкой колонии вначале в Витебскую тюрьму, затем в Могилевскую тюрьму, потом в Бобруйскую колонию, затем опять в Могилевскую тюрьму и, наконец, в колонию «Витьба-3» в Витебской области.