Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Из Венгрии выдавливают авторитаризм

Венгерский премьер Виктор Орбан согласился изменить законы по требованию ЕС

Венгерское правительство под давлением Евросоюза согласилось пересмотреть конституционные законы, вступившей в силу с 1 января вместе с новой Конституцией страны. Основной закон, предложенный правящими крайними консерваторами, позволил президенту ограничить независимость Центробанка и судебной системы, что вызвало гнев ЕС.

Европейский союз добился значительного успеха в споре со строптивым венгерским правительством Виктора Орбана. Еврокомиссия получила официальные заверения, что страна изменит текст трех конституционных законов.

Согласно этим актам, которые вызвали протесты в самой Венгрии и за ее пределами, центробанк и служба по финансовому мониторингу должны были быть объединены, причем под президентским надзором, а агентство по защите личных данных подпадало под контроль главы государства. Не удовлетворяет Брюссель и снижение предельно допустимого возраста судей с 70 до 62 лет, которое оставит без работы три сотни судей, на место которых, опасаются правозащитники и оппозиция, придут люди, лояльные Орбану.

В сочетании с ранее принятыми законами, ограничивающими права СМИ, это дало повод обвинять венгерские власти в стремлении к полноценному авторитаризму.

После сильнейшего внешнего давления Будапешт, который находится в состоянии серьезного экономического кризиса, был вынужден пойти на попятную.

«Естественно, несколько законов могут быть изменены, но правительство не может сделать этого — это может быть сделано только парламентом, и мы внесем соответствующие предложения», — заявил Орбан венгерскому радио Kossuth.

Соответствующее извещение, адресованное главе Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу, Орбан написал еще в среду, когда находился в Страсбурге, где выступал перед Европарламентом.

Тогда в своей речи Орбан многословно расписывая свою приверженность демократии, признал, что готов идти на компромиссы. «Я жёсток только тогда, когда этого требуют от меня интересы моей страны, и иду на компромисс тогда, когда этого требуют от меня интересы венгерского народа», — пояснил Орбан. Он пообещал европейским законодателям полностью переделать три положения новой конституции, которая вступила в силу 1 января. Это будет «легко, просто и быстро». Орбан и Баррозу должны встретиться и обсудить детали на следующей неделе.

Во вторник Брюссель пригрозил Будапешту обращением в Европейский суд справедливости в Люксембурге за нарушение союзного договора и лишением Венгрии права голоса в союзных делах.

В Будапешт были направлены три официальных письма, в которых Еврокомиссия уведомляла, что у венгерского правительства есть месяц на ответ. Если он не удовлетворит Брюссель, в течение двух месяцев Еврокомиссия сможет обратиться в ЕСС. На это у руководства союза может уйти около двух лет. «Мы не будем сомневаться перед принятием последующих шагов, если посчитаем, что они потребуются», — пригрозил Баррозу на следующий день. «Мы хотим, чтобы стабильная правовая среда была во всех странах ЕС», — пояснил он.

Венгерские власти тем не менее считают, что ничего критичного не совершали. По словам официального представителя правительства Андраша Гиро-Саса, «фундаментально неправильно» рассматривать снижение верхней возрастной планки для судей как попытку организовать «раннюю пенсию» — в том числе и тем судьям, в лояльности которых правому правительству можно усомниться. До этого его коллега Золтан Ковач объяснял журналистам, что кабинет Орбана «не пытается ничего протащить тайком и не занимается трюками». «Мы просто используем тот мандат, который нам был дан», — говорил он. О том, что правые «ни за что бы не решились изменить венгерскую конституцию, если бы не имели поддержки двух третей населения», заявил и сам Орбан, побывавший в четверг в Варшаве, где он нашел поддержку и в лице местных правых консерваторов из партии «Закон и справедливость», и правящих правоцентристов из «Гражданской платформы» премьера Дональда Туска.

Придя в мае 2010 года к власти на волне возмущения социалистическим правительством Ференца Дюрчаня (левые полностью дискредитировали себя после обнародования записей, на которых премьер-министр признавался, что накануне парламентских выборов сознательно врал избирателям, чтобы повысить рейтинг), Орбан сразу же начал активную работу по упрочению собственной власти. В апреле минувшего года с его подачи была принята новая конституция, которая радикальным образом расширила полномочия президента и удовлетворила самые смелые требования консерваторов. Преамбула к ней была названа «Декларация веры в нацию»: в ней упоминаются бог, христианство и корона святого Иштвана, в самом тексте закреплено «право крови» (вступить в венгерское гражданство теперь может каждый этнический венгр), прописано, что браком является союз между мужчиной и женщиной, а «жизнь человеческого эмбриона защищается с момента зачатия». Орбан даже сменил название страны — с Венгерской Республики на Венгрию.

Противники реформ, которые устраивали многотысячные митинги и накануне принятия новой конституции, и когда она вступила в силу, считают, что Орбан полностью разрушил систему сдержек и противовесов в политической жизни страны.

«Это ограничивает демократию. Мы еще не в путинской России, не в диктатуре, но на пути, который ясно ведет нас к тому или иному виду диктатуры и авторитаризма», — жаловался американской радиостанции NPR радиоведущий Дьёрдь Болгар.

Бодание Орбана с Еврокомиссией вызвало рост антиевропейских настроений в Венгрии. В минувшую субботу в Будапеште две тысячи националистов из партии «Йоббик», имеющей третью по численности фракцию в парламенте, требовали выхода страны из Евросоюза. Среди венгерской оппозиции демарш ЕС вызвал радостное возбуждение. «Еврокомиссия говорит языком закона, Европарламент – языком политики, но Орбан понимает только язык силы», — писала газета Népszabadság. В среду в Европарламенте Орбану пришлось выслушать не только слова поддержки.

«Правительство само завело себя тупик, — цитирует Reuters политолога Петера Креко из института Political Capital. — У него не осталось другого выхода, кроме как пойти на попятный и принять жесткие условия ЕС. Это будет означать существенную потерю политического лица, но это единственный шанс правительства сохранить свои позиции и выиграть выборы 2014 года».

Если переговоры с Орбаном сорвутся, у ЕС остается главный аргумент в спорах – кредит, в котором отчаянно нуждается Венгрия для поддержания бюджетного баланса.

Правительство Орбана сейчас судорожно пытается возобновить переговоры с Евросоюзом и МВФ, которые сорвались в декабре после того, как Будапешт отказался менять новый закон о центробанке, который кредиторы называют ослабляющим независимость его кредитно-денежной политики. После обещаний Орбана подправить законы Евросоюз уже сделал первый шаг навстречу Венгрии: в пятницу главный венгерский переговорщик по реструктуризации долга Тамаш Феллеги встретился с еврокомиссаром финансов Оли Реном для обсуждения долгового кризиса.

Источники Businessweek указывают, что МВФ, в свою очередь, может предложить Венгрии отказаться от плоской шкалы подоходного налога, чтобы сократить бюджетный дефицит. Введение такой шкалы было одним из основных обещаний Орбана в экономике в ходе предвыборной кампании, которое он выполнил в прошлом году. Но с таким подходом выполнить взятое его кабинетом обязательство не превышать в этом и следующем годах трехпроцентный уровень дефицита будет трудно. В этом году Венгрия должна обслужить €20-миллиардный заем 2008 года МВФ, выплатив более 2,5 млрд. По подсчетам газеты Világgazdaság, в этом году правительству потребуется откуда-то найти еще €328 млн только для покрытия взятых на себя новых социальных обязательств. Долг Венгрии превышает 82% ВВП.

Пока что МВФ не считает, что Будапешт предпринял «эффективные действия» для оздоровления экономики, о чем директор-распорядитель фонда Кристин Лагард заявила Феллеги 12 января в Вашингтоне. Переговоры, рассчитывает статс-секретарь министерства экономики Венгрии Золтан Чефалвай, должны начаться «как можно раньше». Венгрия имеет самый высокий суверенный долг среди восточноевропейских членов ЕС, а неудачи экономической политики и первоначальный отказ Орбана от дальнейших займов у МВФ в конечном итоге привели к тому, что страна получила у всех агентств в начале этого года «мусорный» кредитный рейтинг.

Новости и материалы
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Все новости