Кто в лес, кто в Химки

«Единая Россия» выслушала критиков трассы через лес Химкинский лес

ИТАР-ТАСС
У «Единой России» нет окончательной позиции по Химкинскому лесу. Единороссы выслушали противников строительства дороги Москва — Санкт-Петербург через лес и решили передать материалы для принятия решения в Общественную палату и администрацию президента.

В понедельник «Единая Россия» провела вторую серию слушаний по Химкинскому лесу. Если в первый раз в офис партии на Банный переулок дошли исключительно сторонники прокладки трассы через лесной массив, то теперь ведущую роль в дискуссии сыграли противники существующего варианта трассы. Принять участие в разговоре пришли представители «Гринписа», Всемирного фонда дикой природы, лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова и эксперт — руководитель НИИ транспорта и народного хозяйства Михаил Блинкин.

Тон задал первый заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России», житель Химок Андрей Исаев. Партиец во второй раз (депутат присутствовал на первых слушаниях) рассказал о том, как жителям Химок нужна альтернативная трасса, и предупредил, что, если вместо существующего варианта будет выбран проект строительства дороги через Химки, власти получат настоящий социальный протест, так как против выступят абсолютно все жители. «Этот вариант будет отвергнут всеми жителями. И тогда это уже будут не пикеты на Пушкинской площади, а реальное перекрытие трассы», — пугал он.

Исаев не удержался и рассказал, что состав участников прошедших акций протеста можно оценивать по-разному (однако пассажа про экологических фундаменталистов, произнесенного им на первых слушаниях, в этот раз не было), ограничившись утверждением, что большинство защитников леса не смогут показать Химки на карте.

Эту фразу позже ему припомнил член движения «В защиту Химкинского леса» Михаил Матвеев. «Я живу в Химках более 10 лет и поэтому на карте Химки нахожу», — отрекомендовался он в начале своего выступления. Он не согласился с утверждением Исаева о том, что вариант прокладки трассы через лес является единственно возможным. По его словам, странным является решение проложить альтернативную дорогу в стороне, так как, чтобы попасть на скоростную магистраль, автомобилям придется ехать на нее через МКАД, что создаст дополнительную нагрузку на трассу.

«Вы вообще транспортную проблему хотите решить или дорогу построить? Вы знаете, куда идут грузовики с дороги? Они что, все в Москву едут или они на МКАД уходят? И тогда, может, не надо создавать дополнительный канал для его забития?» — поднял эту же тему Алексей Григорьев из Международного социально-экономической союза.

Он также не согласился с Исаевым по поводу возможных протестов жителей Химок. «Интересно, а какова будет реакция жителей, когда они узнают, что им за проезд туда-обратно до Москвы надо заплатить 100–150 рублей? Трасса-то платная», — отозвался Григорьев на выступление Исаева.

Сразу несколько участников слушаний заявили, что альтернативные варианты прокладки трассы обсуждать проблематично, поскольку их разработкой толком никто не занимался. Руководитель НИИ транспорта и народного хозяйства Михаил Блинкин прямо заявил, что не готов заниматься обсуждением вербальных проектов. Он раскритиковал существующее законодательство, заявив, что за некоторые нормы депутатов надо «бить по носу», и пожаловался на ликвидацию резервных земель вдоль Ленинградского шоссе. «У нас М10 лишилась мобильных резервов для расширения: они со свистом были проданы под коммерческую застройку», — возмутился эксперт. У эколога Григорьева оказалась дополнительная информация по этому вопросу: «Там торговый центр «Гранд» построен. У меня есть список этих центров, которые каким-то способом получили разрешение».

Эксперт предложил не торопиться с принятием решения и детально рассмотреть все существующие проекты. При этом перспектива платить огромные средства в качестве платы за неустойку по концессионному соглашению эксперта не пугает. «Да, придется заплатить неустойку за срыв контрактов. Я как налогоплательщик буду ее платить. Это неприятно, но надо остановиться и еще раз оглянуться», — убеждал он присутствующих.

Член Общественной палаты Вячеслав Глазычев посчитал, что экспертам еще стоит подумать над альтернативными вариантами строительства этого участка дороги, а чтобы не затормаживался весь проект, прокладывать трассу с другого отрезка.

«Никто не сказал, что надо начинать с Москвы. У Питера нет такой проблемы», — пояснил свою мысль общественник.

Далее в беседу включились экологи. Кандидат биологических наук Елена Куликова рассказала присутствующим, что существующий вариант прокладки трассы приведет к исчезновению уникальной дубравы, восстановить которую будет практически невозможно. А представитель Союза охраны птиц России заявила, что в Химкинском лесу есть места, где проживают занесенные в Красную книгу виды, и нарушение среды обитания приведет к их уничтожению. Представители Всемирного фонда дикой природы добавили, что будут добиваться признания территории Химкинского леса особо охраняемой территорией и уже начали готовить для этого документы.

Впрочем, на защитников трассы через лес эти аргументы особо не действовали. Так, первый заместитель генерального директора ФГУ «Дороги России» Алексей Журавлев пытался выяснить у экологов, почему они ни разу не пришли к нему на разговор за столько лет существования проекта. А автор проекта Николай Кузнецов сообщил, что планы на строительство дороги по предложенному участку существуют уже 40 лет. «Еще в 1971 году в генплане Химок был этот коридор, там тогда и дубов не было», — доказывал он критикам своего детища.

Член «Единой России», отвечающий в партии за вопросы экологии, Константин Цыпко вместо борьбы за лес предложил сосредоточиться на компенсационных вариантах – например, заниматься восстановлением леса на территориях, пострадавших от пожаров. «Мы не можем построить ни один проект, не навредив экологии», — посетовал он, после чего зачем-то провел параллель с Европой, где дорожное строительство развивается быстрыми темпами, хотя там тоже есть красивые и уникальные места.

В «Единой России» уверяют, что окончательной позиции по вопросу строительства трассы через Химкинский лес в партии еще не выработано. По словам главы Общественного совета Алексея Чеснакова, все материалы, собранные партией по итогам слушаний, будут переданы в Общественную палату, где 16 сентября должен пройти основной этап обсуждения.

Также аналитическая записка будет подготовлена для руководства «Единой России» и администрации президента.

Правда пока все члены партии высказывались исключительно за существующий вариант строительства трассы. В понедельник свою позицию по этому вопросу прояснил мэр Москвы Юрий Лужков. Об этом также упомянул в своем выступлении Исаев. Говоря об отношении жителей Химок к проекту трассы через лес, депутат заявил, что если среди жителей провести референдум, то за прокладку трассы проголосуют 96%. «Мне представляется, что нас ждет возобновление работы над основным проектом, и это будет правильно», — предположил Исаев.