Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации
— Отставка правительства является следствием кризиса отношений, отражением конфликта между группами влияния в окружении президента. Таким образом Путин решил сохранить баланс сил. Сам Зубков, безусловно, не будет президентом, и премьерский пост не является трамплином к президентству.
Зубков, во-первых, не подходит по возрасту, а во-вторых, у него отсутствуют президентские амбиции. Кроме того, это невозможно, потому что россиянин не проголосует за Зубкова, даже если Путин его попросит.
Это даст огромный шанс оппозиции, а другие группы влияния почувствуют себя обиженными.
Путин стабилизировал политическую ситуацию в окружении, не дав выделиться никому из преемников. Зубков — давний знакомый Путина, так сказать, по профессиональному признаку. Он, естественно, не входит в ближнее окружение Путина, но является его доверенным лицом.
Премьером до президентских выборов остается Зубков, и будет два первых вице-премьера: Сергей Иванов и Дмитрий Медведев.
В результате схема остается той же, и заслуга Путина состоит именно в том, что он сумел стабилизировать ситуацию.
Георгий Сатаров, президент фонда «Индем»
— Совсем не обязательно, что Зубков станет преемником Путина. Он может быть промежуточным звеном в процессе передачи власти из одних рук в другие. Для Путина, который уходит на пике своей популярности, процесс передачи власти является фантастически пугающим, потому что свой рейтинг он должен будет передать другому человеку и сказать: «Вы любили меня, а теперь должны любить другого человека».
Алексей Макаркин, заместитель гендиректора Центра политических технологий
— Зубков — это человек, которому президент полностью доверяет. Человек, который с ним работал в Питере, является его протеже. В последнее время борьба за преемничество очень сильно обострилась и вышла в публичное пространство. Есть ощущение, что президент решил переформатировать ситуацию. Теперь все вместо преемника будут обсуждать сейчас, кто займет какие министерские посты.
Меняется повестка дня на ближайшее время, поскольку вносится новая проблема. Я думаю, что Зубков в значительной степени самостоятельная фигура. Я бы осторожно отнесся к словам, что Зубков является человеком Сечина. Я думаю, что он обладает достаточно высокой самостоятельностью. Но собственных амбиций у него нет, и дальнейшие его перспективы зависят от Путина. Давайте посмотрим, как он будет позиционироваться в прессе, а какие-то прогнозы пока делать рано. Но очевидно, что в раскладе преемников появилась новая фигура и ситуация усложнилась. Но уверенности в том, что Зубков является одним из возможных преемников нет, так как это самая непубличная фигура из возможных.
Михаил Делягин, председатель президиума Института проблем глобализации
— На мой взгляд, тут может быть два сценария. Первый: Зубкова назначили для того, чтобы он подержал место для настоящего преемника. Но тогда возникает вопрос, чем был плох Фрадков? Версия о том, что он был самостоятельной политической фигурой, совсем плохо смотрится.
Второй сценарий: Зубков действительно станет преемником Путина и будет таким удобным президентом, который гарантировано вернет власть Путину спустя полгода или год.
Если будет чего возвращать, поскольку за эти полгода враждующие между собой околопрезидентские группировки могут попросту растащить власть, и возвращать Путину будет нечего. Известно, что Зубков является родственником Сердюкова — друга Путина, поэтому в его назначении радует, что новым президентом не станет лабрадор Кони.
Я сомневаюсь, что Путину все равно, что останется после него. Это будет очень плохая страница в истории, если после его ухода все рухнет. Исходя из последних выступлений Путина, сам собой напрашивается вывод, что он устал, но чертовски хочет работать, передохнуть полгода или год, чтобы вернуться к долгосрочной работе. И действительно, если рассматривать Путина на фоне его окружения, то он является самым интеллектуальным, гуманистическим, демократическим.
Леонид Радзиховский, политолог
— Могу сказать одно: у Путина отменное чувство юмора — назначение Зубкова очень похоже на назначение Фрадкова в свое время, только вот шутки у Путина однообразные. Я отдельно рад за всех коллег журналистов и политологов, которые на протяжении последних нескольких дней предсказывали назначение Иванова. В этом назначении у Путина только одна стратегия: будете благодарны всему, что вам предложат, и еще не такое скушаете.
Дмитрий Бадовский, заместитель директора Института социальных систем
— Очевидно, что сегодняшнее решение – это старт кампании «Преемник», но речь идет не только о новом преемнике и правительстве. Путин формирует новый баланс сил, который должен обеспечить передачу власти и политического управления страной. Выстраивая новую систему сдержек и противовесов во власти, Путин останется модератором системы руководства страной.
Назначение Зубкова вовсе не означает, что он будет назван преемником Путина. Скорее всего, в ближайшее время будет назначен новый руководитель Совбеза, который также, возможно, будет рассматриваться в качестве преемника.
Кроме этого, вероятно, что кто-то из состава правительства возглавит тройку «Единой России» на выборах в Госдуму, предположим, это будет Иванов.
Скорее всего, Путин назовет своего преемника по результатам выборов в парламент, и в этом случае в наиболее выигрышном положении может оказаться тот, кто возглавит список «Единой России», поскольку если партия власти наберет устойчивое большинство, Путин может сказать, что делает свой выбор, основываясь на предпочтениях избирателей во время выборов.
Виктор Шендерович, писатель
— Из этого кадрового решения я могу сделать только один вывод, что наша страна тяжело больна и глубоко провинциальна, и процесс формирования кадров происходит исключительно на основании кумовства, что не свойственно ни одной европейской стране.
Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии
— Зубков в полной мере соответствует тем критериям, которыми Путин руководствовался при выборе кандидатуры премьера. Первое: он не обладает значительной политической перспективой, чтобы люди не путались и не могли делать на него ставку. Второе: он равноудален от всех около кремлевских политических группировок. И третье: он является человеком, которому Путин всецело доверяет. Именно такой человек был нужен, чтобы передать власть новому президенту.
Путин не мог назначить премьером преемника, поскольку он превратился бы в хромую утку и все ходили бы к нему уже в обход Путина, а это могло бы стать источником разрушения власти. В этой связи Путин явно дал понять, что не ослабит власть до самого своего последнего дня на посту президента.