Обвиняемый вахтенный матрос Дмитрий Горбов не запускал систему пожаротушения на подлодке «Нерпа», а самовольно произвел калибровку датчика температуры во втором отсеке, в результате система пожаротушения получила неверные температурные данные и сработала. Об этом в понедельник сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к следствию.
По данным издания, получено экспертное подтверждение того, что система пожаротушения ЛОХ на подводной лодке была запущена в действие вследствие манипуляций с локальным пунктом управления второго, жилого отсека АПЛ. Расшифровка информации блока «Ротор» (аналог авиационных «черных ящиков») показала, что была проведена калибровка датчика температуры воздуха, находящегося во втором отсеке. В один момент температура, которую показывал датчик, резко возросла, на что система пожаротушения соответствующим образом и отреагировала. После подтверждения сигнала с локального пункта о том, что ситуация в отсеке в прямом смысле слова пожарная, ЛОХ запустил фреон. По информации источника в правоохранительных органах, именно в совершении несанкционированных операций с локальным пунктом управления признался трюмный матрос-контрактник Дмитрий Гробов, который в момент стоял на вахте. По версии следователей, сделал это матрос, который, кстати, служит на флоте с 2003 года, якобы из любопытства и не сознавая последствий своих действий. Осуществить задуманное матросу было несложно, поскольку код доступа к пульту управления, по заверению издания, был написан на нем карандашом. Видимо, это было сделано для облегчения оперативного реагирования на возможный пожар гражданским лицам, находившимся в лодке в связи с ее испытаниями. В ходе следственного эксперимента на борту «Нерпы», находящейся сейчас у причальной стенки завода «Восток» в Большом Камне, матрос Гробов повторил все свои манипуляции с локальным пунктом управления.
Трагедия на подлодке произошла вечером 8 ноября. Была включена система пожаротушения на атомной подводной лодке «Нерпа», в результате чего вечером на АПЛ погибли 20 человек, а еще 21 оказался в госпитале. Бывшие подводники, впрочем, предполагают, что матрос просто ошибся, выполняя приказ кого-то из командиров, а его работу никто не проверил.