Китайская картина «Замужество Туи» стала победительницей Берлинале

Завершившийся в воскресение в германской столице 57-й международный кинофестиваль - Берлинале - подтвердил свой негласный титул самого политизированного мирового киносмотра. «Золотой медведь» за лучший фильм года достался китайской картине «Замужество Туи» молодого, но уже известного китайского режиссера Ван Цианьаня.

Достаточно отметить, что его первая картина «Лунное затмение», незамеченная кинокритиками и основным жюри в 2000 году на Московском кинофестивале, получила тогда престижную премию кинокритиков ФИПРЕССИ.

В этот раз Цианьань увозит из Берлина высший приз за незатейливое киноповествование о простой молодой женщине по имени Туя, которая спокойно жила до тех пор, пока ее муж не повредил ногу и не стал калекой. Понимая, что он не может прокормить себя и семью, прагматик-муж велит Туе искать нового мужа в соседнем благополучном Северном Китае.

В фильме, по мнению критиков, благодаря интересной операторской работе история выглядит почти документальной, снятой в стиле «за стеклом».

Как рассказал журналистам на пресс-конференции режиссер картины Ван Цюаньань, он стремился через свою картину показать, как красива, несмотря на суровые условия жизни, степная Монголия с ее самобытной музыкой и красочными национальными костюмами, а также самоотверженными людьми. История девушки Туи, по его словам, это - история многих монголов, покинувших родные края и эмигрировавших в Китай.

Таким образом, картина «Замужество Туи», по его словам, поднимает темы вымирания культуры, исчезновения народа, а также рассказ о силе и мужестве женщины, ее поиске места в современном мире. В этом смысле, как считают кинокритики, картина китайского режиссера перекликается с культовой картиной Фассбиндера «Замужество Марии Браун».

Фильм «Замужество Туи» также получил приз экуменистического жюри, представляющего организацию католической и евангелической церквей, за свое гуманное и человеколюбивое начало.

Большой успех празднует и картина » Другой», получившая сразу двух Серебряных медведей, за работу режиссера Ариэля Роттера и за лучшее исполнение мужской роли - актеру Хулио Чавесу.

Фильм совместного производства Аргентины, Франции и Германии рассказывает о 40-летнем Хуане, счастливо женатом и успешном в профессиональном плане. Однако известие о беременности жены и тяжелой болезни отца становятся для Хуана катализаторами начала кризиса среднего возраста, своего рода полетов во «сне и наяву».

Исполнительницей лучшей женской роли была признана молодая немецкая актриса Нина Хосс, сыгравшая заглавную роль в немецкой картине «Йелла». Ее героиня кардинально меняет свою жизнь, переезжая из бывшей Восточной Германии в бывшую Западную. Однако призраки прошлого «переезжают» вместе с ней. Постепенно Йелла начинает сомневаться в реальности происходящего.

По словам Нины Хосс, известной театральной актрисы, трудность ее роли оказалась как раз в постоянном соблюдении грани между сном и реальностью.

Наиболее политизированным призером фестиваля стал израильский фильм «Бофор», получивший Серебряного медведя - Большой приз жюри кинофестиваля за лучшую «Режиссерскую работу». Картина рассказывает о военном эпизоде ливано-израильского конфликта 2000 года.

Режиссер фильма Джозеф Седар честно признался, что не был удивлен вниманием к «Бофору». По его словам, если военный фильм получается удачным, к нему всегда притягивается повышенное внимание.

Многие кинокритики тем временем ставили на победу элегантной чешской комедии «Я прислуживал английскому королю» режиссера Жири Мензеля. Картина осталась без внимания главного жюри кинофестиваля, однако получила престижный приз международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ. По мнению немецких СМИ, дело вовсе не в политизированности Берлинале.

«Выбор жюри в пользу неизвестного фильма объясняется, прежде всего, тем, что ни одна из раскрученных картин не оказалась действительно достойной награды. Окажись известный фильм еще и выдающимся, он обязательно получил бы «Золотого медведя», - пишет газета «Вельт». - Но при выборе из примерно равных по художественному достоинству картин, жюри обязательно остановится на неизвестном фильме».

Очевидно, под раскрученными картинами кинокритик в «Вельт» подразумевал американские фильмы, выступившие в роли главных неудачников Берлинале. Как ни сверкали на красной дорожке супер-звузды Дженнифер Лопес, Шарон Стоун и Кейт Бланшетт, «драгоценных мишек» картины с их участием не получили.

Жюри Берлинале во главе с американцем Полом Шрейдером не убедили ни «Хороший немец», ни » Пограничный город»), ни » Ложное искушение». Последний, впрочем, получил-таки утешительный приз за выдающееся художественное достижение актерского ансамбля.

Картина Роберта Де Ниро, повествующая о зарождении и расцвете американской службы разведки, и вправду отличается великолепным актерским составом. Не считая известной троицы - Мэтта Деймона, Анджелины Джоли и самого Роберта Де Ниро, в фильме заняты Алек Болдуин, Майкл Гэмбон, Уильям Харт, Тимоти Хаттон, Джо Пеши и Джон Туртурро. По словам Деймона, многих актеров привлекла, прежде всего, возможность сотрудничества с Бобом, как они ласково называют Де Ниро.

Таким образом, приз выдающемуся актерскому ансамблю, в известной степени, является еще одним признанием высочайшего авторитета актера в мире кино.

Российские фильмы, как известно, в основном конкурсном показе не участвовали, а мульфильм-короткометражка и документальное кино призов не удостоились.