Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Пойдут по миру: манекенщицы остались без работы

На показы денег нет: как пандемия подрывает модельный бизнес

Прослушать новость
Остановить прослушивание
Пандемия оставила манекенщиц без работы. Из-за кризиса бренды урезают расходы на рекламу, а большинство модных показов перешло в онлайн, где вместо живых моделей одежду демонстрируют виртуальные. Теперь манекенщицам приходится предлагать свои услуги клиентам из других городов через интернет, чтобы расширить свою аудиторию, и работать дистанционно. Как пандемия изменила модный бизнес, разбиралась «Газета.Ru».

Модельный бизнес напрямую зависит от рекламных бюджетов модных брендов и ритейлеров, которые существенно сократились из-за пандемии и последовавшего кризиса. На карантине толком не проводились ни фотосессии, ни показы, а теперь, когда ограничительные меры потихоньку отменяются, на это просто не остается денег.

Прогнозируется, что во второй половине 2020 года доходы американских модельных агентств упадут на 7,5% и составят $1,53 млрд за год.

Это почти вдвое большее падение доходов, чем в 2009 году, во время последней рецессии экономики. Ожидается, что как корпоративная прибыль, так и общие расходы на рекламу, которые оказывают сильное влияние на готовность компаний выделять бюджет на моделей, сократятся на 25,1% и 18,3% соответственно.

Пандемия приведет к масштабным сокращениям и безработице в фэшн-индустрии, и модельный бизнес тут не исключение, говорится в совместном отчете издания Business of Fashion и консалтингового агентства McKinsey&Company.

«Маленькие, независимые модельные агентства попадут под удар первыми, — считает Дуглас Хэнд, юрист в сфере моды и соучредитель юридической фирмы Hand Baldachin Associates. — Они нанимают моделей по контракту, который еще предполагает определенный доход, но пандемия показала, насколько мало они капитализированы. Единственным выходом для них станет слияние с более крупными агентствами».

Международное модельное агентство IMG Models, которое сотрудничает с такими звездами, как Джиджи и Белла Хадид, Джоан Смолс и Жизель Бюндхен, лидирует на американском рынке, за ним следуют Wilhelmina International, Elite World и Ford Models. Остальные игроки рынка — это в основном бутиковые агентства из двух-трех человек в штате, которые работают с моделями на фрилансе.

Но независимо от объемов практически все модельные агентства из-за пандемии урезают бюджеты, так как работы для манекенщиц сейчас мало.

«Пока что крайняя мера экономии для нас заключается в том, что мы не расходуем средства на счету агентства», — заявил Иван Барт, президент IMG Models, намекая, что у них еще все не так плохо.

В менее крупных агентствах дела обстоят не так радужно. Лондонское AMCK отправило двух своих штатных сотрудников в отпуск за свой счет на время карантина. А китайскому MNG, базирующемуся в Гуанчжоу, пришлось уволить часть сотрудников, так как расходы на аренду офисов и квартир для моделей сокращать было уже поздно.

Эксперты отрасли предсказывают, что в ближайшие полгода-год затянуть пояса придется как агентствам, так и моделям.

«Даже когда у тебя есть заказы, ты чувствуешь себя уязвимо, потому что понимаешь: компания, на которую ты сейчас работаешь, может подать на банкротство в любой момент и ты снова останешься без средств к существованию», — пояснила щекотливую ситуацию Рэйчел Финнигер, модель из Техаса, которая сотрудничает с Dior, Off-White, Gucci и Calvin Klein с 2009 года.

Еще до пандемии модели оказывались в состоянии неопределенности, когда платежи за фотосессии задерживались, потому что их обманывали агенты, клиенты, стилисты или фотографы, не говоря о других проблемах в отрасли — унижении и жестоком обращении.

«Пандемия вскрыла наболевшие проблемы вроде материальной ответственности агентств перед своими молодыми подопечными и проблем, связанных с визовым статусом, финансовой прозрачностью и своевременными платежами», — призналась Сара Зифф, основатель и директор Model Alliance.

Опрос, проведенный среди 212 моделей Институтом работников Корнеллского университета и агентством Model Alliance между 20 марта и 1 апреля этого года, показал, что

один из пяти респондентов нуждался в деньгах, а половина опрошенных переживали, что им нечем будет платить за квартиру, если работы не будет ближайшие три месяца.

Более половины признались, что клиенты должны им денег, 49% задолжали агентства, а трети — и те, и другие сразу.

Пандемия обострила барьеры для входа в модельный бизнес в то время, когда отрасль быстро теряет свою привлекательность и подвергается все большему контролю. В свою очередь агентства сталкиваются со своими собственными финансовыми и экзистенциальными угрозами.

Своего рода выходом для моделей может стать новый формат сотрудничества, предполагающий более гибкие и экономичные условия. Речь идет о дистанционной работе на фрилансе, когда клиенты со всего мира могут оформить заказ в интернете или обратиться в специальное модельное агентство, предоставляющее такие услуги. Модели для этого не придется ехать на другой конец света, размещаться на дорогой съемной квартире — она сделает работу из дома, наняв местного фотографа или проведя фотосессию онлайн. Такие опыты уже проводились во время режима самоизоляции и привели к необычным результатам.