Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Я вам не мудборд»: дизайнер призвала Balenciaga к ответу

Модный бренд Balenciaga обвинили в воровстве идей

Начинающая художница и дизайнер из Берлина обвинила модный дом Balenciaga в воровстве. Тра Ми Нгуен — модельер вьетнамского происхождения — была оскорблена, когда увидела, что идею ее дипломного проекта, основанную на ее собственных корнях и любви к родине, бесчувственно скопировали. Теперь она призывает бренд к ответу и заявляет, что в модной индустрии эксплуатируют молодежь, особенно темнокожих и уроженцев стран Азии.

Модный дом Balenciaga обвинили в том, что он крадет идеи начинающих дизайнеров. Выпускница колледжа моды из Берлина рассказала в своем Instagram, что «пришла в ярость и потеряла дар речи», обнаружив, что бренд выложил в соцсети рекламный снимок, на котором изображен мотобайк, завешанный разными предметами одежды. Дело в том, что именно такие фотографии входят в ее дипломный проект.

Молодая дизайнер из Вьетнама Тра Ми Нгуен посвятила свою дипломную работу жизни Вьетнама, где, как и в других странах Юго-Восточной Азии, на мотобайках часто перевозят самые неожиданные вещи, вплоть до керамической посуды или клеток с курами. Тра Ми Нгуен посвятила свой проект женщинам, управляющим во Вьетнаме этим видом транспорта наравне с мужчинами и часто укутывающимся в цветастые одежды по самые глаза, чтобы защититься от пыли.

В своем посте в Instagram начинающая модельер объяснила, что у нее дважды просили портфолио агенты по подбору персонала Balenciaga, когда ее работа представлялась на выставке Берлинского университета искусств. Девушка опубликовала скриншот письма из модного дома, датируемого октябрем, в котором его представители просят у нее портфолио под предлогом того, что подбирают стажеров.

После того, как девушка ответила и отправила снимки — в том числе, и фото задрапированного мотобайка, — ответа она не получила. Разрешения воспользоваться ее идеей у нее также не спросили.

Теперь Тра Ми Нгуен обвиняет крупный модный дом, основанный испанским модельером Кристобалем Баленсиагой в 1919 году, в «краже, присвоении присвоении и коммерческом использовании идей человека с небелым цветом кожи». «Я вам не мудборд!» — написала она в Instagram-сториз и потребовала, чтобы бренд извинился и удалил снимок, в котором используется позаимствованная у нее идея.

Модный дом пока не комментировал ситуацию, хотя к нему уже обратились с соответствующим запросом CNN. В своем письме изданию дизайнер заявила, что хотела рассказать людям об «использовании творческой молодежи» — особенно темнокожих, представителей коренных народов разных стран или выходцев из Азии.

«[Модные бренды] не только воруют творческие идеи студентов и их интеллект, но ожидают, что те будут работать бесплатно в качестве стажеров». По словам начинающего дизайнера, «систематическая эксплуатация» стала нормой в индустрии моды. Для самой же Тра Ми Нгуен с мотобайками связана очень личная история, поскольку ее мать продала это транспортное средство, чтобы переехать в Германию. «Я чувствую себя преданной и оскорбленной, потому что это часть моей культуры, это художественный процесс, а не случайно выбранная модная эстетика, на которой можно заработать», — заявила модельер и добавила, что такие поступки для бренда типичны.

Действительно, уроженец Грузии Демна Гвасалия, креативный директор бренда, напрямую говорил, что в использовании эстетики различных культур не видит ничего плохого — и не считает это апроприацией, то есть присвоением.

Но если эстетика постсоветского пространства 90-х годов, которая в его коллекциях явно прослеживается, претензий не вызывает — поскольку это часть собственной культуры Гвасалии, — то другие его дизайнерские решения уже вызывали протест.

Так, в 2017 году Balenciaga выпустили сумку, которая выглядела точь-в-точь как синяя сумка для покупок Ikea. В том же году рэпер и коллекционер Swizz Beatz обвинил модный дом в том, что он использовал дизайн логотипа рекорд-лейбла Ruff Ryders, основанного тетей и дядей рэпера, и тогда же в прессе активно сравнивали логотип избирательной кампании Берни Сандерса и принты на вещах модного дома, хотя сам Демна Гвасалия отрицал на конференции Vogue «Будущее моды», что вдохновлялся соперником Хиллари Клинтон на праймериз в США 2016 года.

В 2019 году в интервью изданию Women's Wear Daily Демна Гвасалия сказал, что апроприация — это «просто громкое слово, которым все бросаются направо и налево, но на самом деле никто не знает, откуда оно взялось и зачем». Он заявил, что не был первым, кто использовал готовые идеи, и сравнил себя с французским художником Марселем Дюшаном, первым воспользовавшимся техникой реди-мейда, когда готовые объекты помещают в художественную среду и превращают в произведение автора, и в 1917 году прогремевшим со своей скульптурой «Фонтан», представлявшей собой обычный писсуар.

Новости и материалы
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
В Подмосковье на лавочке нашли плачущего грудного ребенка
Подносова прокомментировала грядущие изменения в судебной системе
«Они дотягивают до самых вершин»: Тарасова выбрала лучшую российскую пару фигуристов
В Госдуме заявили о засилье мигрантов в Мариуполе
Названы города России с самым быстрым интернетом
Российская пенсионерка отдала целительницам на улице 770 тыс. рублей
Стало известно, что решит судьбу матча ЦСКА — «Спартак»
Венгрия поддержала мирный план Китая по урегулированию ситуации на Украине
Несовершеннолетнего пранкера в Дагестане будут судить за призыв к терроризму
Байден поручил выделить $145 млн Украине по линии Госдепа
Экс-тренер ЦСКА заявил, что ему стыдно смотреть на игроков «Спартака»
Защитника «Лос-Анджелес» Гаврикова сравнили с Макдэвидом и Драйзайтлем
Все новости