Неполноценный шопинг: что будет в бутиках после карантина

Непродовольственные магазины открылись в Москве с ограничениями

Прослушать новость
Остановить прослушивание
1 июня в Москве впервые после карантина открылись магазины одежды — однако им пришлось принять меры безопасности. Так, в некоторые места не пустят без маски, в другие — только по очереди. В примерочные тоже нельзя будет войти всем сразу. Как ограничения скажутся на торговле и когда стоит ожидать распродаж — в материале «Газеты.Ru».

В понедельник после двух месяцев простоя в Москве открылись непродовольственные магазины. Однако поход в них напоминает, скорее спецоперацию, чем старый добрый «докоронавирусный» шопинг: к появлению первых покупателей для каждого разработан свод правил, которые придется соблюдать клиентам.

В бутиках бренда Alena Akhmadullina, например, намерены каждые два часа обрабатывать санитайзером все поверхности, с которыми контактируют посетители, а также установить бактерицидные рециркуляторы воздуха. Весь персонал в соответствии с требованиями Роспотребнадзора будет работать в средствах защиты — масках и перчатках, которые придется менять регулярно. Посетителей без масок грозятся не пускать, рассказала «Газете.Ru» Алена Ахмадуллина. Вещи перед подачей на примерку и после нее собираются обрабатывать паром.

Примерочные будут работать через одну, чтобы обеспечить социальную дистанцию, а по периметру магазинов появилась специальная разметка, за соблюдением которой обязан следить персонал.

«В случае большого скопления посетителей мы ограничим количество присутствующих в зале для соблюдения эпидемиологических требований, — рассказала дизайнер. — Также мы планируем регулярно проводить тестирование персонала на COVID-19».

В концепт-сторе Aizel в Столешниковом переулке клиентам на входе предоставят маску и перчатки, рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе магазина. Там также нанесли на полы разметку для соблюдения дистанции. «На входе охрана контролирует количество человек, которые находятся в бутике, если число превышает оптимальное для сохранения безопасности, то пускают в порядке очереди, которая также формируется согласно мерам социальной дистанции», — рассказали в пресс-службе.

Товары, которые были возвращены клиентом, поместят в специальную коробку, которая будет промаркирована соответствующей датой, далее товары продезинфицируют.

В приоритете бесконтактная оплата, однако наличные тоже принимаются. На данный момент запрещена примерка головных уборов и шарфов. Очередь в примерочную также формируется согласно мерам социальной дистанции. После каждого клиента дверные ручки и прочие поверхности будут протирать спиртом сотрудники бутика.

Из-за новых санитарных норм торговля станет менее доходной, считает Александр Шумский, президент Mercedes-Benz Fashion Week Russia. «Физическое дистанцирование — это снижение трафика в магазины. Потенциальное наличие очереди на вход в популярный магазин одежды будет отталкивать потребителя — он лучше пройдет мимо и зайдет в другой магазин, если есть острая необходимость что-то купить», — пояснил эксперт. Он полагает, что ходить по торговым центрам ближайшее время осмелятся немногие, а открытие магазинов приведет к большему количеству споров вокруг арендной платы.

«ТЦ и арендодатели будут исходить из того, что торговля уже разрешена, однако у ритейлеров-арендаторов ситуация улучшится только по сравнению с нулем», уверен Шумский.

Алена Ахмадуллина ожидает, что в первые дни наплыв покупателей превысит стандартный трафик в сравнении с тем же периодом прошлого года. «Однако через какое-то время произойдет значительный отток, вплоть до 30-50% в первый месяц от показателей прошлого года, о чем говорят данные аналитиков, — прокомментировала дизайнер. — Дальше ситуация будет зависеть от того, как себя проявят общие макроэкономические показатели — курс рубля, курс нефти, ситуация на рынке труда, безработица, выплата зарплат, господдержка бизнеса». По прогнозам Ахмадуллиной, объемы продаж уровня 2019 года восстановятся минимум к концу 2020-го, а в более пессимистичном варианте — к середине 2021 года.

По мнению дизайнера Игоря Чапурина, меры, усвоенные на карантине, останутся и после его завершения. «Потребуется новый график уборки и дезинфекции торговых площадей, ревизия систем кондиционирования, — отметил Чапурин. — Наша компания в выигрышном положении, так как к нам приезжают прицельно за покупкой продукции бренда. Кроме того, у нас оборудованы четыре примерочные — это дает возможность для соблюдения норм социальной дистанции».

Оплата будет только бесконтактной. По поводу продаж Чапурин настроен оптимистично. «Конечно, рост онлайн-продаж неизбежен — это глобальный тренд, который карантин лишь ускорил, — отметил дизайнер в беседе с «Газетой.Ru». — Но люкс, к которому относится и марка CHAPURIN, не сможет существовать без офлайна. Только в бутике можно дать покупателю то представление о бренде, которое заложено в его ДНК».

По словам Чапурина, по реакции клиентов видно, что люди соскучились по шопингу, поэтому на начальном этапе снятия ограничений он ожидает стремительного роста продаж. «А что будет дальше, сказать сложно: все будет зависеть от экономической ситуации. Могу лишь сказать, что наше направление haute couture восстановится, ведь клиенты, которые привыкли шить вещи на заказ, не готовы отказаться от изделий, созданных по индивидуальным меркам. Это негибкий спрос», — пояснил дизайнер.

Чапурин не собирается устраивать распродажу, хотя ряд маркетинговых акций все же планирует ввести. О неизбежности летней распродажи говорят и представители бренда Alena Akhmadullina. Однако, по их словам, большинство компаний, которые планируют остаться на рынке, постараются избежать скидок, несмотря на большие остатки. Это связано с тем, что многие не получили нужного объема продаж за период карантина, соответственно, им придется компенсировать потери.

«Новые закупки и поставки сейчас проводятся по более высокому курсу, тем не менее, мы стараемся договориться с поставщиками, чтобы избежать существенного повышения цен в новом сезоне, — пояснила Ахмадуллина. — Летние коллекции бренды будут продавать с минимальным дисконтом до 50% и то не на весь ассортимент.

Сейчас все попытки увеличения продаж путем скидок приведут лишь к ценовой войне, которая никому не пойдет на пользу, и многие компании, к счастью, понимают, что конкурировать ценой сейчас бессмысленно».

«Опросы показывают, что две трети аудитории готовы вернуться к привычному образу жизни, в том числе идти по магазинам, — рассказал Александр Шумский. — Однако сказать «хочу» — не значит «могу». Первые месяцы люди будут с опаской возвращаться в публичные места, поэтому восстановление трафика в ТЦ будет долгим и вряд ли восстановится до значений прошлого года».

По мнению эксперта, люди получат от шопинга, скорее, негативный опыт, ведь из-за санитарных норм поход по магазинам не будет таким привлекательным, как раньше. «И уж точно утратит функцию антидепрессанта до тех пор, пока его будут сопровождать антисептики, маски и очереди с дистанцией в два метра», — считает эксперт.