Пенсионный советник

Грузия стала модной

Почему грузинские дизайнеры успешнее российских

,
Подготовка к показу в рамках Недели моды в Тбилиси, 20 апреля 2017 года Shakh Aivazov/AP
Подготовка к показу в рамках Недели моды в Тбилиси, 20 апреля 2017 года

В Грузии закончилась национальная Неделя моды. Среди некрупных региональных недель Tbilisi Fashion Week — одна из самых популярных: сюда собираются ведущие мировые критики, а фото тбилисской уличной моды заполняют журналы. «Газета.Ru» рассказывает, почему грузинские дизайнеры бьют рекорды популярности.

Tbilisi Fashion Week существует менее 10 лет, но уже превратилась в событие международного масштаба. На показы приезжают журналисты из Великобритании и США, Vogue освещает самые интересные street-style-образы, а вещи от грузинских дизайнеров носят даже звезды западного шоу-бизнеса. Пятнадцатый сезон Недели моды сезона «осень-зима 2017» не стал исключением. Успех индустрии национальной моды в стране, где население составляет меньше 5 млн человек, связан именно с трепетным отношением к своей культуре. На нее дизайнеры и делают ставку.

Реклама

Каждая Tbilisi Fashion Week позволяет гостям познакомиться с национальной культурой. Каждый сезон организаторы стараются организовать встречу гостей с работами ведущих деятелей искусства, местной кухней, традициями и историей страны.

Церемонию открытия пятнадцатого сезона посвятили знаменитой грузинской актрисе Софико Чиаурели, которой в мае нынешнего года исполнилось бы 80. Открытие состоялось во дворе тбилисского винного завода №1 и сопровождалось перформансами по мотивам известных кинокартин с участием Чиаурели. Посетителей ждали новый взгляд на кадры из «Мелодии Верийского квартала» и «Цвета граната», где Чиаурели сыграла все главные роли, а также выставка ее одежды, аксессуаров и головных уборов.

Во многом интерес западного мира к грузинской моде спровоцировал Демна Гвасалия — креативный директор Balenciaga и основатель собственного бренда Vetements.

Показ коллекции Vetements в Париже, январь 2017 года Thibault Camus/AP
Показ коллекции Vetements в Париже, январь 2017 года

Сейчас его новые работы ждет весь мир: благодаря коллекциям, в которых Гвасалия деконструирует советскую и постсоветскую эстетику, к индустрии грузинской моды сейчас приковано особенное внимание. Но ее сегодняшний успех — вряд ли только его заслуга. Причины, благодаря которым Tbilisi Fashion Week превратилась в событие мирового масштаба, на самом деле значительно глубже.

Прежде всего, грузинские дизайнеры создают коллекции, обращенные к истокам своей культуры, — это помогает обратить на дизайнера внимание западных критиков (именно благодаря этому приему за пределами России так прославились Гоша Рубчинский, Ульяна Сергеенко и Денис Симачев). Необычные вещи с экзотической историей всегда привлекают покупателей из-за рубежа. Этим приемом активно пользуются Гога Никабадзе, который каждый сезон с большим успехом демонстрирует свои наряды на MBFWRussia, и бренд Avtandil, в чьих вещах нередко появляются Кети Топурия и Эвелина Хромченко: не пытаясь подстроиться, не оглядываясь на других, они собирают комплименты критиков.

Вторая причина успеха — правильная подача. В отличие от Российской недели моды, проходящей в московском Манеже, в Тбилиси показы устраивают в самых разнообразных и экзотических местах. Правильно подобранное место действия помогает зрителю ощутить колорит и понять идею дизайнера. Показы могут проходить в пригороде Тбилиси, в полуразрушенных и заброшенных зданиях, на швейной фабрике или балконе старинного тбилисского дома. Идею создавать «нужную атмосферу» грузинские дизайнеры подсмотрели на четырех ведущих Неделях моды. Но в этом случае копирование оказалось оправданным.

Гораздо приятнее смотреть показ платьев с яркими принтами в окружении недавно распустившихся цветов и зеленых газонов где-нибудь за городом, чем на подиуме в душном зале.

В-третьих, грузинские дизайнеры не забывают родину, даже уехав. Получив образование в ведущих университетах моды за рубежом, часть из них возвращается на родину. Те же, кто остается за пределами Грузии, обязательно привозят коллекции на национальную Неделю моды. Например, Дэвид Кома (который теперь одевает Дженнифер Лопес, Гвинет Пэлтроу, Меган Фокс, Еву Лонгорию, Адриану Лиму, Дженнифер Лоуренс и Бейонсе), получил образование в Central Saint Martins College of Art&Design в Лондоне, Тамуна Ингороква окончила институт моды ESMOD и проходила практику в качестве стилиста в Lagerfeld Gallery в Париже, Рия Кебурия училась в American University of Paris.

#tbilisifashionweek new collection A/W 2017 Runway

Публикация от Fashion House Lasha Jokhadze (@jokhadzelasha_official)

Наконец, мода в Грузии дает дорогу молодым. По словам фэшн-блогера Анано Долаберидзе, последняя Неделя моды была интересной благодаря множеству молодых талантов: «Сейчас мир ориентирован на молодое поколение. Людей, которые свободны, умеют экспериментировать и рисковать. Молодая кровь важна для любого рынка. Среди дебютанток этого сезона я могу выделить Mia Pailodze, Elenny и Laboratory».

Mia Paliodze на пятнадцатой Неделе моды в Тбилиси дебютировала действительно успешно: фисташковые, молочно-розовые и песочные тона, скромные и лаконичные образы, длинный рукав и закрытые колени. Изюминкой коллекции можно считать декор, напоминающий пальмовые листья. Как и многие дизайнеры, Миа не пренебрегает как никогда актуальными прозрачными вставками, а в качестве обуви выбирает хорошо знакомые остроносые ботильоны и классические лодочки.

Работы дизайнера Марьям Гвасалии во время показа в рамках Недели моды в Тбилиси, 20 апреля 2017 года Shakh Aivazov/AP
Работы дизайнера Марьям Гвасалии во время показа в рамках Недели моды в Тбилиси, 20 апреля 2017 года

Среди опытных дизайнеров критики отмечают Mariam Gvasalia. Постоянный участник грузинской Недели моды, Марьям Гвасалия не имеет никакого отношения к нашумевшим брендам Vetements и Balenciaga. Однако каждый сезон блогеры и местные звезды с нетерпением ждут ее новых коллекций, поскольку Марьям нередко удается угадывать мировые тренды — как это произошло с обнаженными плечами в коллекции F/W 2015.

В этом сезоне Марьям сделала ставку на многослойность, асимметрию и сочетание на первый взгляд несочетаемых принтов и фактур.

Плотные ткани с жемчужно-перламутровым лоском и принт, отдаленно напоминающий камуфляж, спокойно уживаются на одной модели. Нашлось место и морковным и даже кислотно-желтым цветам, которые расставили акценты в некоторых образах. Кроме того, Марьям тонко намекает нам, что остроносые ботильоны снова входят в моду, а обернуть талию широким контрастным поясом можно уже этой весной.

ZDDZ corp. presentation in Tbilisi, Georgia. Photo credit: @vincent_lappartient_

Публикация от ZDDZ (@zddz_official)

На подиуме можно было увидеть и откровенно дерзкие образы. В числе всемирно известных брендов свою коллекцию презентовала лондонская марка ZDDZ, основанная дизайнером Дашей Сельяновой, одежда которой всегда славилась урбанистическим стилем. Дизайнер находит вдохновение в городских пейзажах, офисной и даже военной одежде. В этот раз коллекция оказалась вольной интерпретацией офисного дресс-кода: в качестве аксессуаров некоторые модели держали в руках блокноты. Нашлось место и капле спортивного шика 90-х: несколько моделей продемонстрировали лаконичные, но в то же время яркие спортивные костюмы.

Закрыл пятнадцатую Неделю моды Lasha Jokhadze, запомнившийся в прошлом сезоне красно-черно-белой коллекцией. В этот раз коллекция снова полностью состояла из вечерних нарядов, но уже более разнообразных насыщенных оттенков. Бархат, струящийся атлас и декор в виде морских звезд и кораллов невольно вызывают ассоциацию с нарядами для русалок из мультика. Но, несмотря на легкую перегруженность яркими деталями, образы смотрятся достаточно женственно, благородно и очень роскошно.