Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

«В «Императорские сады» гости пришли в пуховиках»

Как устроены «Императорские сады России» и почему в Михайловском саду лопату не воткнешь

«Стиль жизни» побывал на фестивале «Императорские сады России» в Михайловском саду Русского музея в Санкт-Петербурге и рассказывает, зачем туда идти и что там можно увидеть.

В Санкт-Петербурге проходит фестиваль ландшафтного дизайна «Императорские сады России»: в середине июня в Михайловском саду Русского музея можно наблюдать ландшафтные композиции, созданные архитекторами разных стран (в фестивале в этом году принимают участие 49 ландшафтных мастерских из России, Германии, Финляндии, Испании, Франции, Дании), посещать мастер-классы, слушать лекции и аплодировать выступлениям театральных студий, ансамблей и кружков.

Преимущественно — детских, потому что в этом году тема «Императорских садов», разбивающихся под стенами Русского музея уже в девятый раз, — «Цветы жизни». Что имеется в виду на самом деле — понятно всем. Выставка посвящена детям.

С самого начала фестивалю не повезло с погодой: на торжественный концерт в саду при ледяном ветре с Финского залива и 10 градусах тепла гости поумней явились в пуховиках. Те, кто мечтал о празднике, проклинали свою тягу к прекрасному и пытались согреться коньяком, пренебрегая попытками бармена соорудить коктейли: в кружевных платьях не до кубиков льда в прозрачных бокалах.

«На сцене гораздо теплее», — обнадеживала президент благотворительного фонда «Система» Елена Чернышкова (фестиваль многие годы проходит при финансовой поддержке фонда). Гости верили. Однако детей в костюмах хризантем, станцевавших по случаю праздника закономерный «Вальс цветов» Чайковского, и детский хор, исполнивший песни, которые вы сами горланили, качаясь на качелях, все равно было жалко.

Замерзшие дети уносились в теплый Русский музей. На их место выходили ответственные взрослые, которым спрятаться было некуда.

Не мерз, кажется, только директор Русского музея Владимир Александрович Гусев: за пятиминутную речь он бодро придумал три темы для будущих фестивалей. Следующей темой, видимо, будет музыка. А жаль — абстрактные темы, как темы сочинений, дают такой широкий простор для творчества, что художники разбегаются в разные стороны и часто убегают слишком далеко от зрителя.

Так случилось с нынешним фестивалем. «Дети» — это может быть что угодно. «Актуальными темами фестиваля станут вопросы изучения, сохранение природы и окружающей среды, новые подходы к организации детских игровых пространств в городах, демонстрация современного игрового оборудования. Особое внимание будет уделено социальным проектам для детей с ограниченными возможностями», — значилось в пресс-релизе фестиваля. Все это есть. В фестивале принимают участие благотворительные фонды Санкт-Петербурга (в том числе «Антон тут рядом», «Теплый дом», «Алеша» и другие).

В Михайловском саду появились детские игровые площадки и композиции, созданные по детским рисункам (Кощей, играющий на гитаре для Бабы-яги, таксокот, придуманный 4-летним ребенком, зубастик, кот на цепи и Русалка на дубе), выставка плакатов «Цветы детства» и другие объекты, прямо или символически относящиеся к теме детей. «Читайте объяснения», — призывает Артем Паршин, председатель жюри нынешнего фестиваля, ландшафтный архитектор Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород». Читать действительно нужно: смысл некоторых композиций сложно понять не только детям, но и взрослым.

И если дети могут изобрести свои смыслы, то те, чье детство давно закончилось, мучительно не понимают: при чем же здесь цветы?

Цветов не хватало. Вне конкурса демонстрировалась одна из лучших композиций — «Дорманрон» Французского института в Санкт-Петербурге, пушистая зеленая неведомая зверушка (а на самом деле — морская черепаха), придуманная французским писателем и иллюстратором Клодом Понти и выполненная в технике топиарного искусства.

Второе место в номинации «Цветочные композиции» получила композиция «Цветок счастья», созданная командой усадьбы Марьино. Отличной идеей филиала Русского музея в Малаге было создать Сад пяти чувств с растениями, стимулирующими сенсорное восприятие (теми, которые можно и увидеть, и пощупать, и понюхать, и даже попробовать на вкус).

Однако садовые скульптуры, даже очень милые, не могут удовлетворить тягу городского жителя к живому и прекрасному. Приходить сюда в надежде почерпнуть идеи для собственного приусадебного участка бессмысленно (впрочем, стоит обратить внимание на постоянные садовые композиции, созданные для Михайловского сада, — они хороши). В чем же дело? Неужели в детях?

«Выставочные сады в таком фестивальном режиме, когда сады собираются на короткое время — а собираются они как конструктор, растения приезжают в своих контейнерах, — это совершенно особый жанр садового искусства, — объясняет Артем Паршин. —

Это означает, что ты строишь сад как мизансцену во время театрального представления.

Тебе неважно, что за кулисами, тебе важно, что человек видит из зала. Поэтому главное — чтобы зритель не видел белых ниток, не видел швов; что под поверхностью — тебя не интересует».

По мнению председателя жюри, в этом смысле к композициям «Императорских садов» нужно относиться снисходительно, поскольку архитекторы сталкиваются с серьезным ограничением: в Михайловском саду (а это памятник садово-паркового искусства, памятник ландшафтной архитектуры) вы не можете воткнуть лопату в землю. Здесь нельзя копать. Поэтому все, что здесь происходит, происходит над поверхностью, над газоном.

«Это сказывается на облике того, что здесь строят. По законам жанра растения находятся в контейнерах, они не посажены. Авторы, которые не обращают внимания на эту особенность, ставят горшки с растениями прямо на землю, — рассказывает Паршин. — Вы видите грязные пластиковые горшки, что абсолютно недопустимо. Если это выставочный сад, это особый жанр, и нужно действовать в рамках этого жанра. Когда видны швы, когда понятно, как это сделано, это неправильно. Нужно просто понимать особенности площадки — фестивалю уже девять лет, и он никуда отсюда не уедет, эта площадка — уже любима. Значит, надо заранее подумать о том, как ты спрячешь то, что не должно быть видно, покажешь то, что должно быть видно на поверхности. Все грамотные работы здесь приподняты над поверхностью земли».

Одна из таких работ — пожалуй, действительно самая интересная, — уже получила Гран-при фестиваля. Это композиция «Живая вода, или Внутри не так, как снаружи», созданная ландшафтной группой АФА.

Внешне это неправильной формы зеленый холм с лиловыми цветниками. Внутри — округлый неглубокий водоем, где можно играть и плескаться, если позволяет погода, а главное — здесь есть смотровая вышка с телескопом и винт Архимеда, удивительная штука, которая при помощи колеса и винтового желоба позволяет выкачивать воду из водоема. Крутить ее приятно и взрослым, и детям: за такое просто непременно нужно давать Гран-при.

Поделиться:
Новости и материалы
Четвертая серия сериала «Один из нас» побила рекорды по просмотрам
Apple выполнила требование ФАС после жалобы «Лаборатории Касперского» на ограничения в iOS
В Керченском проливе действует штормовое предупреждение
Московский школьник кинул в одноклассника ножницы и попал ему в глаз
СБУ провела в Киеве 11 обысков в компаниях, связанных с женой оппозиционера Медведчука
ТАСС: в оперативных службах сообщили, что среди погибших в Турции есть один россиянин
На улице Петербурга прохожий обнаружил тело 11-летнего мальчика
Девочка на ватрушке скатилась под колеса автомобиля в Курганской области
Врио главы ДНР Пушилин сообщил об успехах российских войск под Северском
Ил-76 с российскими спасателями прибыл в Сирию для помощи пострадавшим от землетрясения
Никита Михалков впервые вышел на публику после госпитализации
ТАСС: фигуристу Роману Костомарову ампутировали обе стопы, идет борьба за руки
В Петербурге ребенок выжил после падения из окна восьмого этажа
Роспотребнадзор: заболеваемость COVID-19 в России выросла на треть
«Ъ»: Денис Пак, курировавший автопром в Минпромторге, переходит на завод «Автотор»
В Бурятии шестилетний мальчик сбежал от матери по дороге из детского сада
64-летнюю Мадонну раскритиковали за чрезмерное увлечение пластикой
ЮНЕСКО: в организации обеспокоены положением цитадели Алеппо после землетрясения
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть