«Детских влюбленностей никто не отменяет»

Интервью с психологом Борисом Михалычевым о том, нужно ли отправлять ребенка в лагерь

Елена Шахновская 10.06.2015, 11:44
Кадр из кинофильма «Королевство полной луны», реж. Уэс Андерсон, 2012 год American Empirical Pictures
Кадр из кинофильма «Королевство полной луны», реж. Уэс Андерсон, 2012 год

Мы поговорили с психологом Борисом Михалычевым о том, нужно ли отправлять ребенка в летний лагерь, что делать, если он влюбился в вожатого, и как избежать детской «дедовщины».

— Борис Иванович, есть два полярных мнения: первое — что детский лагерь отлично социализирует ребенка, а второе — что это на самом деле для него психотравма. Что из этого правда?

— Тут надо понимать, что точка зрения на воздействие лагеря на психику ребенка связана в первую очередь с опытом самих родителей. Те, у кого этот опыт положительный, будут считать лагерь хорошей идеей, а люди с отрицательным опытом будут считать наоборот, даже если лагерь прекрасный.

Михалычев Борис Иванович

Психолог детского лагеря «Дубравушка», автор научных работ по теме «Снятие межличностной напряженности в детских группах с помощью методов групповой психотерапии», лауреат региональной премии «Психолог года».

— То есть вы советуете родителям все-таки рискнуть и попробовать?

— По моему опыту, сейчас родители гораздо смелее отправляют детей в лагерь. Если воспользоваться метафорами, то лагерь — это самое простое средство, чтобы пересадить оранжерейное растение в открытый грунт.

Но чтобы это растение хорошо прижилось, необходима подготовка: во-первых, в оранжерее должен быть доступ к свежему воздуху, а во-вторых, соответствующий уход, чтобы наше растение не замерзло в первую же ночь или его не залило дождем.

— Да, но ребенок же не настурция. Хорошо, давайте продолжим вашу метафору: как найти подходящую оранжерею?

— В первую очередь нужно смотреть на то, как обеспечивается безопасность лагеря и детей.

Причем мы говорим не только про чисто физическую безопасность, но и про психологическую: есть ли в лагере психолог, сколько вожатых, сколько там детей. Чем больше, кстати, тем лучше.

Еще, конечно, важны отзывы, как давно существует лагерь, какие у него правила, можно ли заранее познакомиться с директором, какой там врач, чем детей будут кормить, как будет организован день, сколько у детей свободного времени.

— В каком возрасте имеет смысл отправлять ребенка в лагерь, а в каком — нет?

— Да в любом. И дошкольники, и подростки 16 лет, для которых это первый опыт в лагере, могут найти в нем свою прелесть.

— Допустим, ребенок уже в лагере. Но вот он звонит оттуда, рыдает и просит его забрать. Как тут быть?

— Самое главное в этой ситуации — не транслировать детям собственного волнения. В первые три-четыре дня происходит адаптация, и у многих детей появляется желание вернуться домой.

Родители должны спокойно разобраться: спросить, чем конкретно недоволен ребенок, позвонить в лагерь, узнать у вожатых, как они видят ситуацию. И даже если они получили ответ «все нормально», это не значит, что лагерь плохой и все там черствые: за пару дней сложно понять нюансы поведения каждого ребенка.

— Но родители-то своего ребенка хорошо знают и чувствуют. Как им понять, что там с ним на самом деле происходит?

— Есть еще такой момент: сопротивление ребенка может быть вызвано причиной, по которой его отправили в лагерь.

Иногда главной задачей родителей становится отлучить ребенка на все лето от его дурной, с их точки зрения, компании. Или от компьютера.

И тогда дети начинают ответную кампанию: «Заберите меня отсюда, мне здесь плохо!» Бывают, конечно, ситуации, когда родители сдаются.

— Многие родители, особенно те, которые сами побывали в лагере, волнуются, что дети будут вести себя там как-то слишком по-взрослому. Выпивать, курить, заводить романы. Как прекратить волноваться?

— Если родители уже беспокоятся, то вряд ли это удастся полностью остановить. Нужно просто грамотно выбирать. В нашем лагере, например, курение строго запрещено, и в случае неоднократного нарушения этого правила ребенок уезжает домой. К тому же мы стараемся сделать так, чтобы у детей не было времени и желания на подобные проявления протеста.

— Ну почему сразу протеста. Я вот сама ездила в лагерь, и там если ты подросток и хочешь быть популярным, то, например, пронести бутылку шампанского под носом у директора — большая доблесть.

— В идеале отношения между детьми и взрослыми в лагере должны быть выстроены так, чтобы дети понимали: здесь им не нужно отстаивать свои границы конфликтными методами.

— А если это любовь?

— Образовавшимся парочкам мы никак не препятствуем, но вожатые и воспитатели стараются не выпускать их из поля зрения.

— Что если ребенок влюбится в вожатого? Это, прямо скажем, не редкость.

— Понятно, что детских влюбленностей никто не отменяет. Весь вопрос в том, как поведет себя вожатый в этом случае. Именно для того, чтобы правильно сориентировать вожатых, которые сами по возрасту не так уж сильно отличаются от детей из старших отрядов, в хороших лагерях заранее проводят «школу вожатого».

Очень непросто выдержать грань: быть открытым и близким, чтобы дети тебе доверяли, но все же сохранять дистанцию, оставаясь недоступным взрослым. Тут важно не переходить в формат панибратства.

— Как научить ребенка правильно общаться с другими детьми, стать лидером?

— Далеко не каждому ребенку хочется быть лидером, не всем это нужно. К тому же это задача вожатого — распределить активности между детьми таким образом, чтобы каждый мог проявить свои сильные стороны. В конце концов, удовлетворенность от лагеря зависит от того, насколько ребенку удалось побыть там победителем.

— Есть вопрос, который я не могу не задать: как избежать детской «дедовщины»?

— Как правило, такие вещи происходят при попустительстве вожатых и говорят о том, что он не справился с ситуацией. С моей точки зрения, «дедовщина» исключена при наличии взрослого с авторитетной позицией.

— В каких ситуациях ребенок должен знать, что ему сейчас нужно поговорить со взрослым? И как разобраться, кому из них стоит доверять?

— В любой некомфортной для себя ситуации ребенок должен говорить со взрослым. И не обязательно этим доверенным лицом станет вожатый своего отряда — это может быть преподаватель, руководитель кружка или даже директор лагеря.