Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Я разговаривал с камерой целый месяц»

Ким Ки Дук о кино, свободе и одиночестве

В рамках кинофестиваля «2morrow/Завтра» знаменитый режиссер Ким Ки Дук встретился с российскими зрителями и студентами, рассказал им о своем пути в кинематографе и спел отрывок из песни «Ариран». «Газета.Ru» публикует самые интересные фрагменты из полуторачасовой встречи с корейским мастером.

Я думаю, чтобы снимать кино, необязательно учиться в институте. Образование важно, но не оно решающий фактор в кинематографе. Три главных компонента хорошего кино — время, пространство и люди. Время — это история, которую пережили или переживают люди. Пространство – это место или места, где истории происходили. Люди — это мы сами, наши образы и судьбы.

Я не хочу сказать, что не нужно заниматься в кинематографических школах. Кинообразование важно, оно может помочь, но я научился снимать фильмы благодаря времени, пространству и людям. Все учебные заведения — всего лишь небольшая часть нашей жизни, знания о которой мы получаем благодаря опыту и своему восприятию. Самое главное — это природа: небо, солнце, все то, что окружает нас. Также под словом «природа» я подразумеваю душу и мысли. Они должны быть свободными. Человек должен уметь мыслить и чувствовать самостоятельно. В некоторых случаях образование подавляет эту свободу. И если его не получать, то у режиссера остается возможность самому решать, как ему творить.

Есть несколько молодых режиссеров, которые хотят у меня чему-то научиться. Я даю им сценарии и предлагаю им снять свои первые работы. Я уже не молод, и мне кажется, что молодые режиссеры видят мои сценарии иначе, по-своему. Для них это своеобразная тренировка и возможность получить хороший результат. А для меня это дополнительные картины, в которые я хочу вложить свою душу. Я пишу довольно много сценариев – примерно по три в год. С некоторыми из них я работаю сам, а некоторые доверяю своим ученикам. После того, как я отдаю сценарий, я не вмешиваюсь в то, что происходит дальше. Я даже не прихожу на съемочную площадку.

В моих фильмах много трагического. В них страдают, умирают, сталкиваются так или иначе с несчастьем, но если герой в моих фильмах умирает, это не значит, что он умер окончательно. Он просто перерождается в другой жизни. Этим мои фильмы отличаются от экшна: если там герой умер, то он умер.

Через свой фильм «Ариран» я хотел задать вопрос о том, что такое кино. К тому моменту я снял уже 15 фильмов, но ни разу не задавал себе такого вопроса, хотя и не знал на него ответа. И когда наконец я задумался над ним, мне стало очень грустно и больно. Я поставил свой Canon Mark II и начал себя снимать. Выпил и начал разговаривать сам с собой. Так я разговаривал с камерой целый месяц. Разговаривал и думал, что такое кино, что такое жизнь, что такое человек, что такое любовь. Я постоянно говорил и постоянно пытался найти ответ. Постепенно из моей души вышли Ким Ки Дук I, Ким Ки Дук II, Ким Ки Дук III, Ким Ки Дук IV. Я начал разговаривать с собственной тенью. Появились образы Ким Ки Дука-врача и Ким Ки Дука-пациента. Я точно не смог ответить на вопрос, что такое кино, но пришел к выводу, что кино я люблю.

В фильме «Ариран» я убил в своей душе три мысли, которые долгое время меня преследовали: первая — жадность, чрезмерный интерес к людям; вторая — жадность к деньгам; третья — жадность к любви. Но в конце фильма есть сцена, где я убиваю себя. Этим я хотел сказать, что не смог справиться с этими тремя мыслями и вынужден смириться с ними.

А еще «Ариран» — это песня, которую в Корее поют, когда очень грустно и одиноко или когда испытывают настоящую радость. Наверное, в России тоже есть такая песня. У нас тут очень серьезная атмосфера, поэтому давайте я вам ее спою. Послушайте и подумайте о том, что же из себя представляет корейский народ. Но особо не обольщайтесь, я не певец.

Жизнь похожа на изогнутую линию, на мост. Именно об этом мой фильм «Ариран». Мне кажется, что и другие мои фильмы – например, «Плохой парень», «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», «Остров», «Дикие животные» — примерно об этом же. Их героям тоже грустно и одиноко, и они тоже идут по мосту. Во многих моих фильмах, например, в фильме «Пьета», нет ни плохих, ни хороших героев. Они находятся в одинаковом состоянии и вольны сделать свой выбор.

Каждый день в Корее в 9 часов вечера выходит телевизионная программа новостей. Многие идеи для фильмов я почерпнул именно оттуда. Знаю, что в России люди много читают. А я вообще мало читал, потому что в детстве меня к этому не приучили. У меня и у моих приятелей в детстве не было возможности читать, потому что мы рано начали работать на заводе.

Написание сценария — это самое сложное при создании фильма. Большинство усилий уходит именно на сценарий. Самое главное — определиться с историей. В течение первого месяца-двух эта история может измениться много раз, так что приходится ее переписывать. Часто бывает сложно двигаться дальше. Написал диалог — возникла стена. Преодолел ее, написал еще один диалог. Опять стена. Я часто пишу против воли, мне не хочется этого делать. Но после такого вот самобичевания что-то меняется, приоткрываются двери и наконец становится ясно, как все должно быть в сценарии. Эти муки необходимо преодолеть. Только так можно получить удовлетворение от своего сценария.

Нужно постоянно пробовать новое. Написал один сценарий, отложи его как недоеденную еду и сразу принимайся за другой. Только таким образом можно понять, что такое сценарий и чего ты сам хочешь. Я встречал людей, которые написали всего один сценарий, а потом десять лет ходили с ним как с сокровищем, но так и не сняли фильм, так и не добились успеха в своем начинании. Нужно шире смотреть на вещи. Со сценариями так же, как и с одеждой. Вы ее стираете, а она опять пачкается — и ее нужно стирать заново.

Сейчас каждый может купить камеру и попробовать снять свое кино, но то, что в итоге у тебя получится, зависит не от камеры, а от взгляда на окружающий мир. Важно то, как ты понимаешь общество, его проблемы, как ты общаешься с людьми.

Я считаю, что в кино нет правил. Нет ничего страшного в том, что вы не учились в какой-нибудь киношколе. У вас может быть учитель, но его может и не быть. В кино самое важное то, как человек смотрит на другого человека. Важны его чувства, его душа, его отношение к другим людям. Мне кажется, что это самое главное.

Если вы смотрели фильм «Ариран», вы видели маленький дом в горах. Скоро я вернусь в Корею и опять буду там жить. Мне бывает там одиноко и грустно. Я живу там один со своей кошкой. Но сегодня я видел очень много людей, я встретился со всеми вами. Иногда я и за год не встречаю столько людей, поэтому нет ничего страшного в том, что я проведу какое-то время в одиночестве.

Что думаешь?
Загрузка