Капуста спасет от радиации

Радиация менее страшна живым организмам, которые любят капусту

Соединения, которые содержит капуста кочанная, цветная и брокколи, защитили крыс от последствий гамма-облучения. Эти соединения перспективны для смягчения последствий лучевой терапии, а также для помощи жертвам радиации при техногенных катастрофах.

Время от времени ученые сообщают о результатах своих исследований о том, что какой-либо продукт снижает риск развития рака. Сейчас в этот перечень попала и капуста — кочанная, цветная и брокколи.

По мнению специалистов, антиканцерогенным действием обладают одно из «капустных» соединений индол-3-карбинол и продукт его расщепления в организме 3,3'-дииндолилметан (ДИМ).

Несколько лет ДИМ исследовали именно как антираковое средство. А недавно специалисты Медицинского центра Джорджтаунского университета и нескольких других исследовательских центров США и Китая обнаружили, что ДИМ защищает крыс и мышей от летальных доз радиации. Согласно данным, опубликованным в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) ,

ДИМ предохраняет нормальные ткани во время лучевой терапии рака и смягчает последствия радиационного облучения во время техногенных катастроф.

Эксперименты ставили на крысах, которым после смертельной дозы облучения (13Гр) проводили курс терапии ДИМ. Лекарство вводили ежедневно в течение двух недель в очень низких дозах. Исследователи попробовали разные режимы введения препарата, и во всех случаях ДИМ существенно повышал выживаемость крыс. Более половины животных, получавших препарат, были живы, здоровы и бодры спустя 90 дней после облучения, в то время как крысы, которых не лечили, умерли в течение 10 дней.

ДИМ защищает клетки от последствий облучения, активируя фермент, который регулирует ответ на повреждения ДНК и окислительный стресс, неизбежно происходящий в облученных клетках.

Таким образом препарат стимулирует восстановление разрывов ДНК и предотвращает клеточную гибель. Однако вещество не защищает от облучения клетки рака молочной железы человека, трансплантированные в мышиный организм, и вообще не влияет на их рост.

Это ценное качество, защита только здоровых, но не опухолевых тканей,

теоретически позволяет использовать ДИМ для смягчения побочных эффектов при лучевой терапии рака. В результате этой терапии у больных сокращается количество эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. У животных, принимавших ДИМ, численность клеток крови падает не так сильно.

Исследователи надеются, что ДИМ найдет практическое применение в двух областях: он может защищать нормальные ткани пациентов во время лучевой терапии и сохранять жизни людей, подвергшихся облучению в результате техногенной катастрофы.

Как лекарство ДИМ имеет несколько плюсов.

Это небольшая по размеру молекула, лекарство легко принимать как в виде таблеток, так и в виде инъекций, поэтому медики смогут выбрать оптимальный путь введения в зависимости от состояния пациента. Препарат нетоксичен и эффективен даже в том случае, если принять его в первый раз спустя сутки после облучения. Это очень важно, поскольку люди, пострадавшие от радиации, не всегда могут получить немедленную помощь.