Родителям объяснили, когда начинать тревожиться, если ребенок ничего не делает

Педагог Май: хроническая апатия грозит ребенку, который ничего не делает

«Мой ребенок ничего не хочет делать...» — эту фразу часто можно услышать от родителей. Кто-то говорит об этом с тревогой, а кто-то с безысходностью. «Наверное, устает». «Пусть отдыхает». Это верно — дети должны отдыхать. Но важно понимать, чем заняты мысли ребенка, когда тело «ничего не делает», рассказала «Газете.Ru» Марина Май, основатель образовательных центров «Арт Академия-Академия отличий», эксперт в области интеллектуального развития и раннего образования детей.

Поговорим об активности — внешней и внутренней. И о той самой скуке, которая бывает полезной, а бывает и опасной. Скуке, которая бывает разной — и по последствиям, и по проявлениям.

«Итак, когда ребенок рисует, разговаривает или играет — это внешняя активность. Она всегда заметна. Но существует еще активность внутренняя — неуловимая и более глубокая. Она проявляется, если ребенок за чем-то наблюдает: как падают листья, как играют сверстники. Она проявляется и в моменты, когда он что-то обдумывает, фантазирует или мечтает. Тогда, когда осмысливает прочитанную книгу или просмотренный фильм», — объяснила она.

Внутренняя активность — это своеобразный «двигатель» для мышления, креативности и... настоящей жизни. Именно в эти моменты закладывается способность ребенка думать, чувствовать, понимать себя. Поэтому просто «ничего не делать» — это не всегда плохо. В такие моменты очень важно, что в этот происходит внутри.

«После насыщенного дня, либо после интеллектуального или эмоционального напряжения ребенку нужен отдых. Он может тихо посидеть, полежать. Когда усталость велика, ребенок может даже «потупить» в стену. В этом нет ничего опасного. И если вы видите, что после такого отдыха у ребенка восстанавливается энергия, просыпается интерес к чему-либо, желание снова играть или общаться — это здоровая пауза», — отметила эксперт.

Иногда бывает, что внешне ребенок выглядит пассивным, но внутри его фантазия летит дальше облаков. И именно в такие моменты рождаются невероятные идеи и сюжеты — и это уже не бездействие, а скрытая, глубокая работа мозга.

«Сигналом тревоги является то, когда вы видите, что «ничего не делает» превращается в систему: ребенок часто говорит: «мне скучно», начинает отказываться от игр или занятий, которыми раньше увлекался, не хочет выходить на улицу, «сидит» в гаджете, листает что-то без интереса, на любые предложения отвечает: «не хочу», «не знаю», «потом» — тогда, возможно, это не про отдых, а про потерю внутреннего импульса», — заявила педагог.

Это сигнал о том, что внутри стало пусто. Если не вмешаться, такая пустота может перерасти в хроническую апатию, равнодушие. И даже в дефицит смыслов. А из этого состояния очень сложно выйти — даже взрослым.

Причины бывают разные.

«Когда ребенок получает слишком много готовой информации (гаджеты, YouTube, мультфильмы), у него значительно снижается интерес к собственной инициативе.

Отсутствие адекватной возрасту нагрузки — если занятия слишком просты или, напротив, слишком сложны. Недостаток общения со взрослым — ребенку важен диалог. Ему нужно чувствовать, что его слышат. Знать, что его мысли интересны кому-то, а его внутренний мир важен. Психологическая усталость — когда от ребенка требуют многого, не оставляя пространства для себя», — заявила эксперт.

Первое, что надо сделать родителю, — наблюдать. Не оценивать по внешнему признаку «делает — не делает», а задаваться вопросом: а что сейчас внутри моего ребенка? Присмотритесь к глазам. Есть ли в них интерес? Прислушайтесь к речи. Появляются ли новые впечатления, идеи, фантазии? Почаще интересуйтесь тем, что важно для вашего ребенка.

«Предлагайте ему разные виды деятельности: рисование, изучение языков, конструирование, прогулки, задачи на логику. Но помните, что важно не количество кружков и занятий, а их качество и вовлеченность ребенка в процесс. И главное — не бойтесь скуки. Но при этом не путайте живую скуку — как начало заинтересованности, с подавленной скукой — как симптома потери связи с собой. И если ребенок говорит: «мне скучно», не нужно бежать и срочно придумывать ему занятие. Можно сказать:
– Интересно. А чего бы ты хотел? Что бы ты придумал, если бы был волшебником? И тогда, возможно, через пару минут «ничегонеделания» он подойдет к вам с вопросом, с идеей, с мечтой. Будьте рядом. Не с оценкой — а с вниманием. Не с тревогой — а с доверием. Тогда «ничего не делает» никогда не станет опасной нормой», — резюмировала она.

Ранее школьникам дали советы, как стать инженером.

Что думаешь?
Загрузка