Детей начинают развивать с раннего возраста. Их водят на занятия, читают книги, выбирают развивающие игры. И это правильно. Но в какой-то момент от ребенка может прозвучать тревожное «я не хочу!» Он устал, капризничает, теряет интерес. У родителей возникает вопрос: а не слишком ли мы перегружаем? Может, пусть побудет просто ребенком? Как найти баланс в этом вопросе, «Газете.Ru» рассказала Марина Май, основатель образовательных центров «Арт Академия-Академия отличий», эксперт в области интеллектуального развития и раннего образования детей.
«На самом деле, баланс между развитием и свободой возможен и необходим. Первые годы жизни — это время колоссального роста. До 6 лет в мозге ребенка формируются миллиарды нейронных связей. Восприятие мира, речь, мышление и внимание развиваются особенно активно. Если этот период упустить, то потом «догонять» будет не просто гораздо сложнее, а фактически невозможно. Раннее развитие — это не ранняя учеба. Это возможность мягко, в игровой форме познакомить ребенка с собой, миром и своими возможностями. Это инвестиция в его уверенность и самостоятельность», — объяснила эксперт.
Когда, не учитывая особенностей своего чада, родители болезненно реагируют на ошибки или транслируют определенные ожидания, у ребенка формируется синдром отличника — желание быть идеальным, бояться ошибок, стараться «угодить». Он боится не оправдать эти ожидания и перестает радоваться процессу.
«На другом полюсе — синдром «не хочу». Ребенок отказывается от занятий, теряет интерес, протестует. Родители пугаются и отступают: «Наверное, мы переусердствовали. Оставим его в покое». И здесь очень важно понимать: «не хочу» не всегда означает перегрузку», — отметила она.
Иногда это: возрастной кризис: (например, 3, 5 или 7 лет), когда ребенок учится заявлять о себе и проверяет границы дозволенного; модель поведения: каприз — как способ манипулировать взрослыми; страх ошибки: если ребенка раньше часто хвалили только за результат, он может бояться начинать что-то новое.
«Развитие — это процесс. Он может быть неровным, но он должен идти вперед. Перегружает не количество занятий, а неправильная организация самого процесса. Как пример — занятия по подготовке к школе, которые проводятся за партами, со множеством письменных заданий. А между тем, несозревшая для такой подачи и деятельности психика ребенка, как раз может дать сбой и вообще отбить желание учиться», — объяснила педагог.
Сегодня модно говорить о важности «детства без расписания». Но свобода — это не бездействие. Это возможность ребенка пробовать, ошибаться, учиться.
«Да, ребенку нужно играть, скучать, фантазировать. Но ему также важно научиться усилию, преодолению, доведению до конца. Когда есть только «хочу» — ребенок не научится справляться с трудностями. А они точно будут. Детям нужны ориентиры. Нужны правила. Нужны границы, в которых они чувствуют себя в безопасности. Если мы позволяем «не хочу» управлять решением — мы формируем привычку избегать усилий. Если же мы мягко, с уважением, но последовательно ведем ребенка дальше — мы формируем привычку преодолевать трудности и гордиться собой», — отметила эксперт.
Родительство — это всегда про баланс. Родители — это не «поставщики комфорта», а проводники, которые помогают пройти через сложности. Любовь — это не всегда согласие. Это иногда и спокойное: «Да, ты не хочешь, но мы сделаем — и потом ты сам порадуешься, что получилось».
«Итак, раннее развитие — это не гонка, а путь. На этом пути возможны капризы и трудности. Но отказываться — значит лишать ребенка важнейших шансов. Именно поэтому раннее развитие — не только про интеллект. Это про характер. Про внутреннюю опору. Про привычку думать, пробовать, делать, а не избегать. Дайте ребенку свободу — но внутри разумных границ. Помогайте — но не подменяйте усилия. Поддерживайте — но и направляйте», — резюмировала педагог.
Ранее родителей предупредили об опасности популярной детской игры «Красная дверь, желтая дверь».