В сети распространилось видео, на котором запечатлена якобы библиотека членов украинского батальона «Азов» (против бойцов которого в РФ возбуждено уголовное дело). По данным Readovka, кадры предположительно были сняты в Мариуполе. На видео в том числе попала книга «Первая научная история войны 1812 года» авторства историка и публициста Евгения Понасенкова (признан в РФ иностранным агентом).
В беседе с «Газетой.Ru» Понасенков рассказал, что видел эти кадры и заявил, что распространение его книги за пределами России является «грандиозной победой».
«Сложно проверить достоверность данных кадров. Но уже точно можно сказать, что я переиграл и уничтожил книжный маркетинг, потому что сейчас это самая обсуждаемая книга, с момента выхода в 2017 году она стала бестселлером. Я дважды награжден издательством, как самый популярный и продаваемый автор. Это очередная грандиозная победа, тем более, что это на чужой территории. На самом деле моя книга популярна у всей русскоязычной аудитории не только стран бывшего СССР, но и в Европе, США и даже в Японии. Я этому, конечно, очень рад. Соседство с «Графом Монте-Кристо» Александра Дюма — это уже уровень базовых потребностей. Надо сказать, что мне точно известно, что моя монография есть у наших очень крупных военных», — заявил Понасенков.
Он добавил, что интерес к его книге у самых разных аудиторий «примечателен и приятен». При этом Понасенков не опасается новых санкций после распространения видео.
«Юридически в правовом поле никакие [новые] санкции против меня невозможны. Но учитывая, что у меня много завистников, и вообще полно негодяев — все может быть. Но мы не должны обращать внимание на негодяев, мы должны бороться с ними правовыми средствами. Я считаю, что авторитет ученого или писателя должен работать на сближение народов и на то, чтобы прекращать кровопролитие. А по поводу дополнительных санкций — ну давайте мы изучим, у каких российских военных и крупных чиновников находится моя книга, а потом подумаем про санкции», — заключил он.
1 апреля Минюст РФ внес Евгения Понасенкова в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. В ответ на это историк заявил, что считает решение ведомства незаконным и необоснованным.