Россию представит на Венецианской биеннале проект художника Вадима Захарова

Российский проект художника-концептуалиста Вадима Захарова на следующей венецианской биеннале современного искусства засекречен, но будет дорогостоящим и экстраординарным.

«Мы заключили соглашение о том, что мы не объявим ни одной детали до открытия биеннале. Но мой кураторский опыт убеждает меня в том, что то, что мы готовим, будет экстраординарным», — сказал на приеме в честь российской экспозиции в четверг в Москве первый в истории ее иностранный куратор, директор Национальной галереи Берлина Удо Киттельман.

Со своей стороны глава фонда Stella Art Foundation и комиссар павильона России Стелла Кесаева добавила, что «проект очень дорогостоящий».

«Уверена, он будет очень красивый, но и очень простой одновременно», — отметила она.

Предполагается, что расходы по организации и проведению выставки в равных долях возьмут на себя государство и спонсоры. Сумма пока что не озвучивается — бюджет, выделенный Минкультуры, станет известен в апреле.
По словам куратора российской выставки, творчество российского художника, с которым он дружит и работает уже четверть века, является примером вклада и сопричастности интернациональному современному искусству.
Сам Захаров отметил, что в работе над проектом важно присутствие куратора-соавтора, и Киттельман в полной мере им является.

«Он хорошо знает не только мое творчество, а современное русское искусство, он может сделать некий анализ. Мне кажется, его присутствие в нашем проекте дает палитру для оценки всего русского искусства, а не только моего творчества», — рассказал художник.

Воплощать замысел Захарова и Киттельмана поручили итальянскому бюро AltoFragile, которое занималось выставками Франческо Веццоли, Такеши Мураками и проектом «Пустые зоны» на прошлой биеннале, а также немецкой компании Meyer Voggenreiter project.

К столетию павильона России на венецианской биеннале, который был выстроен в Садах Джардини по проекту архитектора Алексей Щусева в 1914 году, Stella Art Foundation подготовил серьезный труд «Русские художники на Венецианской биеннале. 1895-2013», в котором впервые систематизирована история присутствия на престижном смотре современного искусства в Венеции.

Киттельман занимает пост директора Национальной галереи государственных музеев Берлина с 2008 года. Пока он с 1987 по 1993 год был независимым куратором, то организовал за это время около 100 выставок, а в 2001 году на венецианской биеннале был комиссаром павильона Германии, который получил главную награду выставки — «Золотого льва» за лучший национальный павильон.

Вадим Захаров — представитель неофициального искусства и московского концептуализма, лауреат премии «Инновация» 2006 года и «Премии Кандинского» 2009 года. Работал как самостоятельно, так и в соавторстве — с Сергеем Ануфриевым, Игорем Лутцем, Виктором Скерсисом, Иваном Соколовым, с 2008 года — участник групп «Капитон» и «Корбюзье» вместе с Юрием Лейдерманом и Андреем Монастырским.
Глава Stella Art Foundation была назначена комиссаром павильона России в 2010 году до 2015 года, то есть на три биеннале. По новым правилам, комиссар выбирает куратора национальной экспозиции, а тот в свою очередь приглашает одного или нескольких художников, в зависимости от концепции. На этот раз, правда, от правил решили отойти — в 2011 году на прошлой арт-биеннале показывали художника-концептуалиста Андрея Монастырского и группу «Коллективные действия». На будущей биеннале, как рассказала Кесаева, будет представлен также кто-то из художников-концептуалистов.

Венецианская биеннале — одна из старейших и престижных в мире. Художественные выставки в ее структуре проводятся с 1895 года — первого с начала ее существования, в 1975 году к ней присоединилась биеннале архитектуры. На художественных и архитектурных выставках, которые проводятся попеременно каждый год, основной куратор представляет главный международный проект в Арсенале, а в павильонах в садах Джардини размещаются национальные экспозиции.

В 2013 году венецианская биеннале, которую курирует Массимилиано Джонни, в 55-й раз пройдет с 1 июня по 24 ноября. Ее главной темой стал «Энциклопедический дворец» (Il Palazzo Enciclopedico / The Encyclopedic Palace), отсылающий к проекту итальяно-американского художника-самоучки Марино Аурити.