Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Война навсегда: прошлое и будущее США в новом фильме Спайка Ли

Вьетнамская война в фильме Спайка Ли «Пятеро одной крови»

В фильме Спайка Ли «Пятеро одной крови» ветераны вьетнамской войны, сражавшиеся в составе афроамериканского подразделения, снова едут в джунгли, чтобы вернуть домой тело своего друга и правительственное золото, спрятанное ими в одной из операций. Кинокритик «Газеты.Ru» Борис Шибанов рассказывает о призраках прошлого, братском единстве и долгой войне за достоинство в новой работе главного голливудского бунтаря.

На протяжении почти 30-летней режиссерской карьеры Спайк Ли заработал себе репутацию одного из главных нарушителей спокойствия в Голливуде, методично и сантиметр за сантиметром прощупывая болевые точки американской культуры. Его новый фильм об афроамериканцах-ветеранах войны во Вьетнаме «Пятеро одной крови» стал убедительным результатом таких поисков, высветив основные силовые линии сегодняшних проблем США.

Выполняя миссию по поиску разбившегося грузового самолета в военные годы, пятеро темнокожих солдат находят чемодан с золотом на $17 млн, предназначенный для подкупа одного из местных народов. Они решают не возвращать слитки, а спрятать, чтобы вернуться после войны и забрать как компенсацию за доставшуюся им роль пушечного мяса («белые студенты колледжей «косили» от этого дерьма»).

Чемодан с золотом должен стать расплатой не только за свои загубленные жизни (один из пяти «кровных братьев», их духовный лидер в исполнении звезды «Черной пантеры» Чедвика Боузмана, так и не вернулся домой), но и за судьбы всех темнокожих, которых против воли использовало американское правительство со времен рабства до наших дней: «Мы присвоим это золото так же, как они присвоили твои доходы».

Обнаружить клад оказывается не самой сложной задачей, однако сразу же после этого между старыми друзьями (постоянные актеры Спайка — Делрой Линдо, Кларк Питер и Исайя Уитлок с примкнувшим к ним Нормом Льюисом) разгорается спор о том, как лучше поступить со слитками — забрать себе или пустить на освобождение своего народа, как они мечтали пятьдесят лет назад.

Тем временем в борьбу за золото готовы вступить вьетнамцы, прознавшие о планах главных героев, а внезапное появление белых плантаторов служит спусковым крючком для глубоко пустившего корни желания мести. Поиски тела мертвого друга вызывают к жизни призраков прошлого, а прямое столкновение грозит смешать все карты, разбередив и вывернув наизнанку старые раны, каждая из которых детонирует как оставшиеся в джунглях мины, поджидающие своего часа со времен войны.

В таком раскладе золото, предназначенное на оплату братоубийственной войны за границей, которую правительство США вело руками вытолкнутых за черту бедности афроамериканцев, становится не просто элементом-макгаффином, нужным для продвижения сюжета. Но объемным и увесистым символом достоинства и свободы, за которые было пролито много крови, но которые еще только придется отвоевать, преодолевая тяжелые внутренние распри.

Фильм сразу начинается с нарезки фотографий темнокожих солдат во Вьетнаме, записей пыток вьетнамцев и столкновений митингующих с полицией на американских улицах под отрывки из интервью Мухаммеда Али, Малкольма Икс и лидеров протестных движений о преступлениях белой Америки по отношению к тем, чьими руками и на чьих костях страна строила свое «величие».

«Если не выявить связь между событиями во Вьетнаме и тем, что происходит у нас, то вскоре мы можем столкнуться с периодом настоящего фашизма», — говорит Анджела Дэвис под кадры пыток вьетнамцев и убийств студентов всех цветов кожи на мирных демонстрациях в США.

По тому, как сделаны «Пятеро одной крови», чувствуется и экспериментальный дух, который Спайк, в отличие от большинства своих ровесников, смог сохранить по сей день. Он легко переключается между форматами исторической хроники, развлекательного фильма, любительской съемки на восьмимиллиметровую пленку и видеоблога, а в моменты флэшбеков широкий экран меняет соотношение сторон кадра, как в компьютерных играх во время перехода от геймплея к сюжетным видеороликам.

После в меру линейного, а лучше сказать — сюжетно стройного «Черного клановца», где смысл фильма был более-менее равен его сюжету, «Пятеро одной крови» создают ощущение гораздо более «программного» высказывания, где стоит следить не только за главными героями, но и за всей широкой картиной, которую разворачивает режиссер на фоне основного сюжета.

В этом смысле «Пятеро одной крови» можно назвать своеобразным ответом «Ирландцу» Мартина Скорсезе, чьим фильмам во многом стилистически наследует режиссерская манера Спайка. Вот только отличия между травматическим и проблемным фильмом о войне и сыто-размеренным опусом о закате старых мафиозных кланов сегодня говорят зрителю куда больше, чем сходство двух американских режиссеров. Чего стоит хотя бы решение никак не омолаживать актеров в сценах воспоминаний, которое сработало куда лучше, чем оцифрованные модными нейросетями лица Скорсезе и Аль Пачино.

Спайк, кстати, не стесняется устроить ревизию и другим классикам-современникам. Его версия «Полета валькирий», скажем, идеально высмеивает эпический пафос самой известной сцены из «Апокалипсиса сегодня». А само название фильма Копполы, известного своей эстетизацией войны в джунглях, появляется в одной из первых сцен за спиной диджея на вьетнамской дискотеке, лишний раз напоминая о том, как сблизились сегодня война и развлечения.

После не самого удачного захода на территорию военного жанра в 2008 году с фильмом «Чудо святой Анны» Спайк Ли, кажется, нашел подходящую для него оптику в контексте сопоставления вооруженных столкновений в других странах с полувоенным положением, в котором находится афроамериканская община в США.

Тема войны не могла не найти отражения в творчестве Спайка, который никогда не боялся открыто заявлять о несогласии с представителями власти и расистского мейнстрима. Помимо очевидных для любого постановщика возможностей, которые открывает военный жанр — преступления политиков и человеческие страсти проступают здесь ярче, для Спайка война скрывает и еще одну важную тему.

Если в США доля темнокожего населения равнялась лишь 11%, то в войсках, направленных во Вьетнам, афроамериканцы составляли уже 32%, что послужило серьезным толчком для самоопределения и объединения многих солдат, которые смогли принести опыт самоорганизации и борьбы за себя домой.

Вот только к концу 2000-х годов, когда он взялся за съемки фильма о темнокожих солдатах на полях Второй мировой, сам Спайк находился не в самой лучшей точке своей карьеры. После долгих попыток причесать «неудобного» с политической точки зрения режиссера на протяжении всех 1990-х, американская киноиндустрия, как тогда казалось, переварила Спайка.

После успеха «25-го часа» с Эдвардом Нортоном в главной роли у массовой (белой) аудитории его фильмы внезапно потеряли былую остроту и провокационность — «Она ненавидит меня», «Не пойман — не вор» и «Чудо святой Анны» оказались непривычно мягкими и корректными по отношению к зрителю, а самого постановщика как будто бы списали со счетов. Особенно после провального ремейка «Олдбоя», который тоже выглядел как очередной ненужный компромисс со студийным руководством.

Однако время шло, и одновременно с изменением системы финансирования и упрощением поиска средств на съемки у Спайка словно бы открылось второе дыхание. И поворотным фильмом стал прошедший незамеченным у массовой аудитории фильм «Чирак», осовремененная версия античной пьесы «Лисистрата», где главные героини останавливали противостояние уличных банд, объявив своим мужчинам секс-бойкот.

Название для картины было образовано путем соединения слов «Чикаго» и «Ирак», а чтобы намек был еще прозрачнее — в начале сравнивалось число убитых солдат на войне в Ираке и мирных жителей в чикагских уличных столкновениях (администрация города, конечно, делала все, чтобы помешать выпуску фильма под таким названием).

В последовавшем за ним «Черном клановце», отхватившем первый «Оскар» в карьере Спайка, проникновение черного полицейского в «Ку-клукс-клан» уже было откровенно обставлено как шпионская драма о внедрении разведчика одной армии в ряды другой.

И сейчас, когда накал ненависти между двумя непримиримыми лагерями в США достиг критических пределов, ему наконец удалось показать историческую, реальную войну как символ никогда не прекращавшейся войны темнокожих за свою независимость, тем самым соединив эти две войны с мастерством, присущим американским кинематографистам.

При этом в чем уж нельзя упрекнуть Спайка — так это в однобоком подходе к вопросу. Каждый из героев фильма обладает своим уникальным мировоззрением, продиктованным его личным жизненным опытом, включая второстепенных персонажей. А в самой провокационной сцене фильма темнокожий ветеран, симпатизирующий Трампу, связывает, ставит на колени и угрожает пистолетом европейцам во вьетнамских джунглях. Ему же, кстати, принадлежит блестящий четырехминутный монолог ближе к концу фильма.

И если «Черный клановец» создавал впечатление пробивного орудия, которым режиссер без лишних подробностей и отступлений прокладывал дорогу прямо к сердцам зрителей, то «Пятеро одной крови» больше похожи на высказывание по самому широкому кругу вопросов.

Словно в оправдание за такой «артхаусный» подход (серьезно, энциклопедические вставки в какой-то момент начинают напоминать позднего Триера) один из героев уже в самом начале говорит о том, что Голливуд просто не снял ни одного достойного фильма о войне, пытаясь вместо этого переиграть ее результаты в боевиках типа «Рэмбо». Сразу за этим, кстати, следует история 18-летнего Милтона Олива, одного из тысяч солдат, который погиб, закрыв собой других солдат от взрыва гранаты.

Фильм начинается с отрывка из интервью Мухаммеда Али, который объясняет свое нежелание записываться добровольцем в американскую армию, а заканчивается речью, которую Мартин Лютер Кинг произнес за год до своего убийства. А точнее — цитатой «гарлемского поэта» Лэнгстона Хьюза, которая словно подводит итог: «Америка никогда не была для меня Америкой. И все же, я клянусь, она ею станет».

Новости и материалы
В Белом доме допустили достижение РФ новых успехов на Украине
Журналисты высоко оценили новую игру с сексуальной героиней Stellar Blade
Госдеп подтвердил тайные поставки Киеву ракет ATACMS
Задержана бывший первый зампред правительства Подмосковья
Тренера Писарева дисквалифицировали на четыре матча
Врачи удвоили выживаемость при раке желудка 4-й стадии
Армянская полиция проводит жесткие задержания в центре Еревана
Ученые нашли в стоках вирус, уничтожающий одного из самых опасных паразитов
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В США заявили, что передали Украине ATACMS для применения на ее «суверенной территории»
У ЦСКА заметили существенные кадровые потери перед «Спартаком»
Найден способ в 4 раза повысить шансы на излечение от рака курильщиков
Определился обладатель Кубка Гагарина
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Все новости