Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«В греческом зале»: Ямпольская не приветствует возвращение алкоголя в музеи

Дума одобрила поправку, разрешающую продажу алкоголя в организациях культуры

Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» был принят во втором чтении. Третье чтение перенесено на осеннюю сессию. Председатель думского Комитета по культуре Елена Ямпольская в интервью «Газете.Ru» заявила, что считает подобную инициативу ошибкой, и напомнила о нетрезвом вандале, повредившем в Третьяковской галерее картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

— Елена Александровна, ранее вы неоднократно заявляли, что не допустите возвращения алкоголя в организации культуры. Тем не менее, поправка к законопроекту принята. Значит ли это, что ваша позиция изменилась?

— — Во-первых, о том, что именно я заявляла и как отвечаю за свои слова. Я говорила, что не пропущу подобную инициативу через Комитет по культуре. И, действительно, все заходы через наших депутатов мною жестко пресекались. Даже те коллеги, которые начали колебаться, в итоге оставили эту тему. Тем самым удалось уберечь комитет от серьезного репутационного ущерба.

Дальше. Я говорила, что сама не поддержу торговлю спиртным в организациях культуры. За упомянутый вами законопроект во втором чтении я не голосовала. Это легко проверить по думской базе. В первом чтении никаких упоминаний о культуре он не содержал. Собственно, поэтому наш комитет и не был по нему соисполнителем. Поправка — по сути правительственная, но одобрена в редакции, предложенной несколькими депутатами. Еще раз: членов Комитета по культуре среди них нет.

Могу сказать, что наш комитет работает открыто: поправки, касающиеся других комитетов, мы никогда не вносим и не принимаем по умолчанию. Ставим коллег в известность, ведем с ними консультации. Однако это добровольный принцип, требовать такого от всех комитетов нельзя.

Повторюсь, моя совесть чиста, позиция высказана четко и однозначно, комитет из-под имиджевого удара выведен. Поскольку третье чтение документа отложено до осени, есть возможность снова заострить вопрос о совместимости алкоголя и культуры. Моя точка зрения не меняется: разрешение на торговлю спиртным в организациях культуры считаю ошибкой.

— Что конкретно меняется в законе? Какие нормы вызывают у вас тревогу?

— С 2016 года запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания «не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках».

На мой взгляд, этого более чем достаточно. Даже в театре не все зрители рады, когда сосед после антракта возвращается из буфета, распространяя аромат коньяка, и начинает чуть громче комментировать происходящее или, напротив, клевать носом.

Поправка, о которой мы с вами говорим, предлагает заменить слова «в концертных и театральных залах, парках» словами «в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры». То есть, в новый список попадают музеи, галереи, библиотеки, архивы, цирки, зоопарки, планетарии, ботанические сады, дома культуры... Аргумент, что это всего лишь возможность, а не обязанность, — по-моему, лукавство. Мы прекрасно понимаем, что за диспозитивными нормами нередко следуют императивные внутренние распоряжения. «Вам дали возможность, вот и пользуйтесь, торгуйте, увеличивайте внебюджетные доходы».

Есть в жизни вещи, которые дороже денег. Пока мы это не осознаем, у нас и денег достаточно никогда не будет. Для организаций культуры гораздо ценнее внебюджетных доходов, на мой взгляд, безопасность граждан и сохранность наследия.

Удивительно, что подобные послабления вводятся, когда не стерлась еще память о прошлогоднем акте вандализма в Третьяковке. Там ущерб оценивается, минимум, в 20 миллионов рублей. И объяснения, где и почему пылкий «фолловер» Ивана Грозного смог принять грудь, звучали крайне путано.

— Но от единичных инцидентов никто нигде не застрахован. Вы изучали зарубежный опыт? Может, ваши опасения — просто перестраховка?

— Может быть. Но поскольку опыт развитых стран мною, действительно, изучался, предлагаю взять как пример много и красиво пьющую Францию. И наложить французскую практику на наши реалии. Представьте себе картинку: в Эрмитаже или Третьяковке полтора десятка кафе и ресторанов, у каждого в меню по двадцать аперитивов — от водки и джина до текилы с ромом, плюс огромный выбор вина и шампанского, да еще винные погребки внизу... Вам нравится? Нет? А ведь это калька с Лувра. Вообразите, что в ГМИИ вводится так называемый «счастливый час», когда бокал вина продается по цене стакана воды. Как думаете, общественное мнение с восторгом отнесется к подобным нововведениям? Однако именно таким happy hour славится парижский Музей Орсе. Знаменитый музей и роскошный ресторан в современной Франции — сиамские близнецы. Это связано и с галльской прагматичностью, и с национальными традициями. Но — их традициями, а не нашими. Мы иначе относимся к спиртному, что опасно не учитывать, и иначе относимся к культуре, чем можно только гордиться. Нашим людям вполне хватает мест, где можно выпить. А очаги культуры в России — не для этого. У них другие цели и задачи.

— Все-таки не понятно: ну, пришел человек в музей на два-три часа. И возникла такая потребность выпить, что прямо невтерпеж?

— Здесь, как и во многих сферах современной жизни, спрос будет определяться предложением. Если в буфете есть — почему бы не выпить? Кроме того, у спиртного в организациях культуры всегда имелась своя, так сказать, аудитория. Помните бессмертного персонажа Аркадия Исааковича Райкина: «Это не музей, а хуже забегаловки... В Третьяковке хоть солянка была. А на вернисаже — одна минеральная».

— И вахтерши уже не будут возмущаться, раскаляя пенсне, а приветливо скажут: «В греческом зале? Да на здоровье, гражданин!»

— Ну, в зале, строго говоря, он не выпьет, выпьет в кафе... Понимаю, что у правительственно-депутатской инициативы найдутся поклонники. Кому-то понравится считать в планетарии: «Две звездочки, три звездочки, но лучше, конечно, пять звездочек». И в какой-нибудь студии коворкинга под пуаре дело пойдет веселее. И хоровой кружок затянет «Шумел камыш, деревья гнулись» с небывалым доселе воодушевлением. Все может быть. Я просто призываю всех нас подумать и оценить риски еще раз. С точки зрения не сиюминутной выгоды, но стратегических приоритетов. Ничего больше — просто хорошенько подумать.

Новости и материалы
Россиянам рассказали, какое вещество в шашлыке вызывает рак
Онколог Черемушкин: при жарке мяса в нем образуется канцероген бензапирен
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Все новости