Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мы похоронены на Невском проспекте. Васильеву — 50. Плейлист

50 лет Александру Васильеву — лидеру группы «Сплин»

15 июля лидеру группы «Сплин» Александру Васильеву исполняется 50 лет — а сам коллектив пару месяцев назад отметил свое 25-летие. «Скоро рассвет, выхода нет», «Привет! Мы будем счастливы теперь — и навсегда», «Герой на героине, героиня на героине», «Люди ночами делают новых людей», «Мое сердце остановилось, мое сердце замерло» — эти строчки известны почти всем. Однако в дискографии «Сплина» «проверенные» хиты составляют лишь вершину айсберга, и многие песни остаются незаслуженно обделенными вниманием большинства. «Газета.Ru» вспомнила все альбомы Александра Васильева — и выбрала по одной композиции с каждой пластинки. Вот за что мы любим группу «Сплин».
1
«Волк»

«Встречная полоса», 2018

Своеобразное продолжение «Кита», такое же душераздирающе рассуждение о бессмысленной человеческой жестокости.

2
«Кит»

«Ключ к шифру», 2016

«Кит» — единственное светлое пятно в треклисте возмутительно слабого «Ключа к шифру». Но, пожалуй, эта вещь способна перекрыть все остальные 14 вышедших вместе с ней недоразумений.

3
«Танцуй!»

«Резонанс. Часть 2», 2014

Последний на данный момент громкий хит группы — ремейк песни «Ковш» с «Обмана зрения». Композиция претерпела такие сильные изменения, что, судя по всему, не уложилась даже в концепцию «другой точки зрения» (до этого группа переделывала треки «Альтависта» и «Праздник»). «Танцуй!» — яркий пример саунда, в котором группа существует последние десять лет (и с которым уже пора что-нибудь делать).

4
«Помолчим немного»

«Резонанс. Часть 1», 2014

Снова невасильевские стихи — на этот раз найденные в интернете. Снова попадание в десятку.

5
«Петербургская свадьба»

«Обман зрения», 2012

Еще один случай крайне удачного взаимодействия Васильева с чужим текстом. Песня предназначалась для трибьюта Александру Башлачеву, но в итоге вышла на номерном диске «Сплина». После нее оригинальная запись барда теряет всякую убедительность и может восприниматься исключительно в текстовом виде.

6
«Письмо»

«Сигнал из космоса», 2009

Часто (ошибочно) приписываемый Бродскому текст с великой строчкой «Я люблю, не нуждаясь в ответном чувстве». «Сигнал из космоса» — наш третий и последний фаворит в дискографии «Сплина».

7
«Прочь из моей головы»

«Раздвоение личности», 2007

Крайне беспокойный и неудобный диск группы, наш второй кандидат. Саунд «Сплина» набрал металлического лязганья, лирика Васильева — параноидальности. Параллельно с этим проявляется увлечение последнего хип-хопом: честно говоря, «Прочь из моей головы» можно без особых моральных терзаний включить в топ отечественных рэп-записей нулевых.

8
«Лабиринт»

«Реверсивная хроника событий», 2004

Самый экспериментальный, но при этом плотно заряженный хитами альбом «Реверсивная хроника событий» почти на треть состоит из шумовых зарисовок. Один из трех наших кандидатов на звание центральной пластинки группы. «Лабиринт» — самое жуткое сочинение «Сплина», которое завершается взрывом почти библейских масштабов.

9
«Двуречье (Я ничего не скрыл)»

«Черновики», 2004

Выбрать одну песню с единственного сольника Васильева довольно сложно, но мы старались. Одно можно сказать точно: свои песни лидер «Сплина» поет гораздо лучше чужих (написанные на чужие стихи — вроде пронзительного «Конца прекрасной эпохи» — не в счет).

10
«Северо-запад»

«Новые люди», 2003

На «Новых людях» Васильев начал активнее двигаться в сторону сочинения емких мантр: суммы слов песен «Сломано все», «Девятиэтажный дом», «Блокада» и «Валдай» хватило бы в лучшем случае на две вещи с первых шести пластинок. «Северо-запад» — самая убедительная из этих мантр, продолжающая заданную «Мотоциклетной цепью» тенденцию.

11
«Феллини»

«25-й кадр», 2001

Ключевой номер «25-го кадра» — еще одного завсегдатая споров о том, какой диск у группы получился лучшим (мы все еще не согласны, но все еще не вмешиваемся). Зато другое противостояние готовы разрешить: версия «Феллини» с участием «Би-2» — скверная, альбомная — прекрасна. Но к идеальной форме песня пришла уже на живых исполнениях.

12
«Мотоциклетная цепь»

«Альтависта», 1999

Уже в следующем году «Сплин» выдал пятый номерной альбом — «Альтависту», куда менее удачную по сравнению с предыдущими работу. Но и тут не обошлось без значимых вещей: в «Мотоциклетной цепи» можно услышать ранние попытки заигрывания с утяжелением звучания, к которым группа вернется уже в следующем десятилетии.

13
«Мария и Хуана»

«Гранатовый альбом», 1998

«Гранатовый альбом» до сих пор некоторые считают главной работой Васильева сотоварищи (мы не будем спорить с этим утверждением, хоть и не согласны с ним). «Выхода нет», «Орбит без сахара», «Весь этот бред» — это именно отсюда, но помимо грустных, приторных и житейских шлягеров тут есть много заслуживающего внимания. Например, закрывающий психоделический медляк «Мария и Хуана» — восемь минут томной эйфории.

14
«Невский проспект»

«Фонарь под глазом», 1997

Совсем без шлягеров обойтись нельзя: «Невский проспект» — одна из ключевых записей о Санкт-Петербурге. «Фонарь под глазом» получился крайне разношерстным, но именно он вывел группу на новый уровень популярности. «Не пытайтесь «въезжать» в смысл песен между делом, находясь в шумной и разговорчивой компании друзей. «Сплин» принадлежит к редеющей когорте тех отечественных рок-групп, песни которых нужно не только слышать, но и слушать», — писал обозреватель белорусской «Музыкальной газеты» в апреле 1997 года. Но, кажется, «Невский проспект» заставил в себя «въехать» абсолютно всех.

15
«Что ты будешь делать»

«Коллекционер оружия», 1996

Над «Коллекционером оружия» работала уже оформленная группа: к составу присоединились клавишник Николай Ростовский и барабанщик Николай Лысов. Формально пластинка считается второй, однако по сути является доведенным до ума дебютом: часть вещей с «Пыльной были» была перезаписана, саунд в целом претерпел существенные изменения и обзавелся собственным характером, а поэзия Васильева стала приобретать гораздо более внятные очертания. Любую строчку из «Что ты будешь делать» можно спокойно идти набивать в качестве татуировки.

16
«Санкт-петербургское небо»

«Пыльная быль», 1994

Дебютный альбом «Пыльная быль» в свое время завоевал определенную популярность среди петербуржцев, однако сегодня воспринимается не без труда. Это — в силу многих обстоятельств — довольно сырая запись довольно сырых песен, которые Васильев начал сочинять во время службы в армии. Даже период работы над диском вычеркнут из официальной истории группы — ее день рождения отмечается в годовщину вечеринки по случаю окончания записи. Именно там Васильев и басист Александр Морозов познакомились с гитаристом Стасом Березовским. Впрочем, и на «Пыльной были» можно отыскать как минимум одну хорошую вещь — слегка истеричную оду родному Петербургу, напоминающую то сочинения Виктора Цоя, то «Аквариум» времен «Табу».

Новости и материалы
Песков оценили слова Шольца об обсуждении мира на Украине советниками по безопасности
ВСУ охватила «эмидемия игромании»
В Кремле знают о пытках российских пленных на Украине
Под Пермью бывшему полицейскому разбили окно машины и порезали лицо
В Кремле рассказали, повлияет ли Путин на решение по восстановлению «Крокуса»
Овечкин поддержал юного хоккеиста пострадавшего во время теракта в «Крокусе»
Ида Галич кардинально сменила имидж
Мать погибшего в «Крокусе» певца-инвалида заявила, что сына не взяли в Большой театр из-за коляски
Десятки тысяч жителей новых регионов продолжают жить в ПВР
Концерт Лепса в Королеве начался с минуты молчания
Российский тревел-бизнес столкнулся с массовыми хакерскими атаками
Озеро в Турции залило мазутом из-за нефтепровода НАТО
Глава МИД Украины начал визит в Индию
Ирина Роднина: у меня пенсия нормального российского человека
Террористы из «Крокуса» находились под воздействием веществ
В ЯНАО продавец обещал мужчине около миллиона рублей за теракт на местной базе
Стала известна предварительная причина смерти актера Юрия Ваксмана
Америку призвали соблюдать мораторий на проведение ядерных испытаний
Все новости