Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Даже бык может научиться толерантности»

Режиссер Карлос Салдана об анимационном фильме «Фердинанд»

Создатель «Ледникового периода» и «Рио», бразильский режиссер Карлос Салдана рассказал «Газете.Ru» о своей новой работе — анимационном фильме «Фердинанд», а также о тенденциях в мультипликации, толерантности, корриде, Испании и собственном отце, который растил из сына спортсмена.

Анимационный фильм основан на книге Лифа Мунро «История Фердинанда», впервые выпущенной в 1936 году. Это история о быке, которого с рождения готовят к корриде, но волей случая он попадает в любящую семью, понимает, что жестокость не в его природе и, когда приходит время броситься на красную тряпку, отказывается бодаться с матадором, несмотря на улюлюканья и агрессию, царящие на арене. Мунро написал книгу для своего друга Роберта Лоусона, чтобы тот нарисовал иллюстрации. В 1938 году в США книга стала бестселлером и опередила «Унесенных ветром». С тех пор ее перевели на 60 языков и включили в сотню лучших книг для детей. В России книга была издана только недавно - ее перевела Вера Полозкова.

— Помните, как эта книга впервые попала к вам в руки?

— Я рос в Бразилии, и по телевизору постоянно крутили диснеевский мультик 1938 года «Бык Фердинанд», поэтому историю я знал. Я слышал, что книгу перевели на португальский, но в Рио я ее не видел. Переехав в США, я сразу ее нашел и прочитал старшей дочери перед сном. Это было довольно давно. С тех пор меня не покидала идея сделать свой мультфильм про бычка Фердинанда, который отказывается быть жестоким.

— Вы нашли книгу с оригинальными иллюстрациями Лоусона?

— Да, это классический рисунок чернилами, практически гравюра. Мы же создали нечто иное. Единственное, что мы взяли из оригинала — мост, который появляется в кадре, когда Фердинанда увозят с любимой фермы на корриду. Это реальный мост в Ронде, который есть как в книге, так и в нашем анимационном фильме. Интересно, что несмотря на всю мою любовь к рисованию, меня не сильно взволновали картинки в книге. Мне гораздо интереснее моральная сторона этой истории, ее основной посыл: оставайся тем, кто ты есть. Поэтому я легко отвлекся от оригинальных иллюстраций и начал создавать собственный милый художественный мир Испании и корриды.

— Если говорить про моральный посыл истории, то что в главном герое вам особенно близко?

— Мой отец отлично играл в американский футбол. В школе у него была команда, друзья. Потом была армия и все было чудесно. Но когда родился я, все эти люди решили, что я пойду по стопам отца и стану отличным игроком. Мой первый подарок? Мяч для американского футбола. Остальные подарки? Мячи. Стабильно! Когда я пришел в старшие классы, ко мне в первый же день подбежали тренеры, которые решили, что я отлично впишусь в их команды. Это было ужасно, потому что футбольного гена во мне на было: я пробовал, у меня не получалось. В итоге я рассказал отцу, как мне тяжело дается то, что все ждут от меня футбола, а я хочу рисовать! Года в четыре я начал рисовать - писал маслом, делал комиксы, - мои руки начинали чесаться, если рядом не было ручки или карандаша. Обожаю рассказывать истории.

— То есть история быка Фердинанда, который отказывается делать то, что от него ожидают и следует своему сердцу — это ваша история. А что сказали дети, когда вы прочитали им про Фердинанда на ночь?

— Мы обсуждали прочитанное. Я говорил: «Видишь, бык не хочет принимать участие в корриде. Ему не нравится жестокость. И это нормально», «Да, он большой и сильный и мог бы без проблем насадить матадора на рог, но он решил этого не делать. И это нормально», «Если кто-то к тебе пристает со своим мнением, можно просто уйти, не обязательно использовать жестокость». Многие дети, которые уже видели мультик, спрашивают: «Так почему же бык не стал драться с матадором?» Мой ответ: «Потому что для него — это выбор. Он не в том положении, чтобы драться от безвыходности, он может и подраться.

Его сила в том, что он разрешает себе выбирать. Захочет — будет кровь. Но он не решает проблемы с помощью жестокости. И это главный посыл всей книги».

— Книгу издали в 1930-х, а к корриде в Испании вопросы все те же. Как вы относитесь к этой традиции?

— Важно сказать, что в «Фердинанде» есть бык, матадор, арена, но это анимационный фильм не про корриду, а про то, что личность может выбрать отказаться принимать участие в чем-то, что противно ее природе. Это не про движение за права животных или против корриды, это мультфильм о личном выборе, о толерантности, о быке, который не хочет, чтобы о его качествах судили по его внешнему виду. В конце его принимает даже матадор. Так что в этой истории нет ни ангелов, ни злодеев.

— То есть, в этой архетипичный по сути истории, в отличие от народных сказок, нет плохого и хорошего, но есть разные точки зрения?

— Да, это история про понимание себя, а не про борьбу со злом. Если тебе кто-то не нравится, это не значит, что ты злодей, ты просто думаешь иначе. И это то, о чем я пытался говорить. Я попытался сделать историю, которая бы вдохновила людей на что-то хорошее.

Мы очень хотели, чтобы голос главного персонажа отражал одновременно силу и деликатность, и были очень рады, когда озвучивать Фердинанда согласился Джон Сина (американский рестлер и актер). Он выглядит очень сильным, но его сердце — полно доброты. Настоящий нежный гигант, как и Фердинанд.

— Судя по вашим работам, вы предпочитаете истории о животных, а не о людях. Почему?

— Вовсе нет, просто так складывается работа. Когда я делаю наброски автоматом, а это происходит почти всегда, я рисую, все, о чем думаю. Но когда я погружен в проект о животных, я действительно рисую животных. Работая над «Рио», я постоянно рисовал птиц. Работая над «Фердинандом» — цветы.

— Кстати, про цветы! В начале фильма есть одуванчик, который Фердинанд бережно растит. Но он не желтый, а красный. Учитывая, что остальные элементы максимально реалистичны, возникает вопрос: почему одуванчик красный?

— В Испании есть разновидность оранжевого одуванчика. Не такого яркого, как в моем фильме. Но я подумал, что красный цвет, учитывая его символическое значение для корриды, несет в себе особенную нагрузку и появляется в мультфильме в наиболее важные моменты, поэтому я хочу красный одуванчик! Я понял это за пару минут до сдачи проекта, и арт-директор чуть не сошел с ума, потому что в течение всей работы одуванчик был желтым и не вызывал вопросов. Увидев его красным, он возопил: «Нет!» Но было поздно. В целом же мы хотели, чтобы природа в мультфильме отражала новейшие технические возможности в анимации. Но мы не собирались наполнять его спецэффектами. Мы хотели передать дух Испании, ее искусства, истории и культуры. И главное — свет! Мы полностью повторили природную игру света и теней в этой части планеты.

— Вы специально ездили в Испанию, чтобы изучать эти явления и наблюдать местную природу. Что больше всего понравилось в этой стране?

— В Испании я частый гость. Мне всегда нравился местный ландшафт — землистые, глиняные цвета, цвета сухой растительности, какие-то особенные оттенки красного и оранжевого. И, конечно, история. Я живу в США и люблю путешествовать по Европе, чтобы наблюдать смесь истории и современности. Мадрид — современный город, а вокруг — средневековые города с миниатюрными замками и мельницами, которые будто сошли со страниц Дон Кихота. Но самое большое вдохновение — доброжелательные люди и отличная еда!

— Люди доброжелательные, а корриду до их пор не запретили. Как считаете, Испания — толерантная страна?

— Знаете, я так глубоко не копал. Толерантность — это такая универсальная штука. Сейчас я вижу, что ее становится меньше. В США, во Франции, России и любых других странах. С одной стороны, любовь и отторжение заложены в природе человека. С другой — толерантности можно научиться в школе, семье, обществе. «Фердинанд» не про Испанию, а про общество в целом, как оно себя видит и какие долгосрочные последствия для него же таит в себе толерантность, а также — как научиться принимать различия между людьми и не бояться их.

Ведь, если посмотреть на детей из разных стран и культур, которые играют вместе, они всегда находят общий язык. Это очень красиво.

— Мультипликация в вашей новой работе тоже очень красива. А какие сейчас тренды в этой сфере?

— В сегодняшнем 3D можно сделать все практически «настоящим», но я стараюсь делать свои работы визуально интересными, вне зависимости от того, реалистично они выглядят или нет. Я стремлюсь создавать истории с узнаваемым стилем, который к тому же был бы классическим. Под классическим я понимаю то, что через десять лет вы будете смотреть, и вам будет интересно, и вас не будет посещать мысль, что это выглядит ужасно, несовременно и никто больше так не делает. Технологии развиваются так быстро, что то, что 15 лет назад выглядело очень реалистично, сегодня выглядит устаревшим. Но если анимационный фильм — это арт-проект со своим стилем, то он никогда не устареет, как не устаревают классические картины, написанные маслом, или книги, написанные в 1930-е, типа «Фердинанда». Посыл этой книги настолько универсальный, что ее можно будет читать детям и через 10 лет.

— То есть вы хотите сказать, что корриду никогда не запретят?

— Классика есть классика, она не устаревает.

— Что случилось с вашим проектом «Криптозоология»?

—Проекты такого масштаба обычно занимают много времени. Некоторые застревают в пути. Это один из них. Но мы все еще не отказались от идеи.

Новости и материалы
Самая старая дикая птица в мире отложила яйцо в возрасте 74 лет
В южном Бутово пытаются спасти лебедя, который живет один на замерзающем пруду
Похитившие 200 млн через «Пушкинские карты» мошенники получили тюремные сроки
Премьер Грузии отреагировал на украинские санкции
В НАТО изменили конечную цель поставок вооружений на Украину
Глава ВТБ отверг слухи о возможной заморозке вкладов
Крымский мост решили перекрыть
Бывшая жена Венсана Касселя выложила фото в крошечном бикини
Российские пловцы получили нейтральный статус для выступления на чемпионате мира
Старые карьеры оказались убежищами для диких пчел, выяснили ученые
Лавров назвал аннулирование визы Захаровой «надругательством»
Папа Римский получил свой первый электромобиль
Подросток ответит в суде за обман трех воронежских пенсионерок
Дело об убийстве журналиста в Донецке рассмотрят в закрытом режиме
Американцев призвали пользоваться шифрованием
Воробей о состоянии дочери после тяжелой операции: «На моих глазах тазик наполнялся кровью»
Российские войска вошли в Сухие Ялы и Константинопольское в ДНР
Гражданин Грузии заочно признан виновным за участие в конфликте на стороне ВСУ
Все новости