Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Картина Революции

Какие выставки подготовили к юбилею Революции музеи Москвы и Петербурга

Выставка «1917. Код революции» Артем Сизов/«Газета.Ru»
Выставка «1917. Код революции»

Взрывы на фоне «Интернационала», лица эпохи в живописи и фотографии, агитационный фарфор и голоса очевидцев — «Газета.Ru» рассказывает о том, как музеи Москвы и Петербурга отмечают столетний юбилей Октябрьской революции.

Москва

Цай Гоцян. Октябрь. ГМИИ им. А.С. Пушкина. До 12 ноября

Инсталляция китайского художника Ц.Гоцяна на выставке «Цай Гоцян. Октябрь» в ГМИИ им... Стоян Васев/ТАСС
Инсталляция китайского художника Ц.Гоцяна на выставке «Цай Гоцян. Октябрь» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Реклама

Цай Гоцян — знаменитый китайский художник — специально для Пушкинского музея создал серию работ, посвященных юбилею Революции 1917 года, размышляя о взаимосвязях коллективного и личного, а также о роли личности в истории. Гоцян известен своими скульптурами, пороховой живописью и инсталляциями. В России выставляется впервые.

В сквере около главного входа посетителей встречает инсталляция «Осень» — 16-метровая гора из детских колясок, кроваток, люлек и березовых деревьев.

Внутреннее пространство музея над Розовой лестницей трансформировано с помощью двухмерной работы «Звук» — шелкового полотна длиной 20 метров с пороховой каллиграфией. На белой ткани отображаются строки из «Интернационала»:

«Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой!»

В центре Белого зала — инсталляция «Земля», здесь же находятся две пороховые картины «Река» и «Сад»— по 20 метров в длину каждая.

Потолок сделали зеркальным, благодаря чему пространство кажется увеличенным вдвое. В зеркалах отражаются «спрятанные» символы: многочисленные изображения людей, чьи портреты являются частью бурной «Реки», маки, гвоздики, советские плакаты, а также сами зрители. Кульминация выставки — видеопроект «Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади». Фейерверки запускают под музыку Чайковского. В конце перфоманса на протяжении 100 секунд на фоне резкой белой вспышки звучит канонада оглушающих взрывов.

1917. Код революции. Музей современной истории России. До 12 ноября.

Посетители на открытии выставки «1917. Код революции» в музее современной истории России... Максим Блинов/РИА «Новости»
Посетители на открытии выставки «1917. Код революции» в музее современной истории России в Москве

Записки вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, иллюминатор с легендарного крейсера «Аврора», телефонный аппарат из революционного штаба, оружие с места расстрела царской семьи, редкие архивные документы и агитационные плакаты столетней давности — всего более 1500 уникальных артефактов представлены на выставке «1917. Код революции» в Музее современной истории России на Тверской.

Экспозиция, расположенная на двух этажах, предлагает зрителям и аудиоматериалы: например, можно прослушать фрагмент программной речи Ленина «Что такое советская власть?» или запись заводского гудка, призывающего к стачке.

Александр Лабас. Октябрь. Институт русского реалистического искусства. До 10 декабря

.

Александр Лабас. «В атаке», (1956)

Александр Лабас, яркий представитель авангарда 20-30-х годов, выпускник ВХУТЕМАСа, один из основателей группы ОСТ (Общество станковистов), в середине 30-х годов был обвинен в формализме. Его приемы осуждались, а взгляд на революцию 1917 года, не деливший людей на «красных» и «белых», отвергался. Возвращение художника началось лишь в 1960-е годы. В 1976-м состоялась его первая персональная выставка.

В экспозиции ИРРИ — графика и живопись Лабаса из цикла «Октябрь». Многие работы выставляются впервые. Кроме того, на выставке можно увидеть архивные фотографии 1917-1923 гг. из коллекции «Мультимедиа Арт Музея», а также документальные материалы, например, личное дело Лабаса из Государственного военного архива.

Некто 1917, Третьяковская галерея. До 14 января.

Посетитель на открытии выставки «Некто 1917» в Третьяковской галерее Владимир Вяткин/РИА «Новости»
Посетитель на открытии выставки «Некто 1917» в Третьяковской галерее

Третьяковская галерея тоже переосмысливает революцию 1917 года. В рамках выставки «Некто 1917» тут демонстрируют 147 работ из российских и зарубежных собраний, созданных в 1917 году.

В пространстве выставки объединены несколько тематических разделов: «Мифы о народе», «Город и горожане», «Лица эпохи», «Прочь от этой реальности!», «Смутное», «Утопия нового мира», «Шагал и еврейский вопрос». Здесь присутствуют фигуративные полотна Кустодиева, Михаила Нестерова, Петрова-Водкина, Серебряковой, а также абстрактные — Кандинского, Малевича, Поповой, Родченко и других художников авангарда.

Картины на выставки, кроме самой Третьяковки, представили Русский музей, Центр Жоржа Помпиду (Париж); Тейт Модерн (Лондон); Музей Людвига, Тель-Авивский музей искусств; архивы Москвы и Санкт-Петербурга.

Ветер революции. Скульптура 1918–1932-х гг. Новая Третьяковка. До 14 января.

Посетительница у работ Исидора Фрих-Хара «Чапаевский гармонист Вася» (справа) и Алексея... Владимир Вяткин/РИА «Новости»
Посетительница у работ Исидора Фрих-Хара «Чапаевский гармонист Вася» (справа) и Алексея Зеленского «Краснофлотец» на открытии выставки «Ветер революции. Скульптура 1918 – начала 1930-х годов» в Третьяковской галерее

Любителям скульптуры стоит заглянуть в Новую Третьяковку на Крымском Валу, где представлены работы скульпторов-очевидцев событий осени 1917 года: портреты революционеров, рабочих и красноармейцев, проекты памятников, созданных по плану монументальной пропаганды 1918 года, а также произведения, отразившие дух революционной эпохи.

Скульптурные бюсты Н.И. Альтмана, «Беспризорники» И.Н. Жукова (1929), «Ветер» В.И. Мухиной (1927), «Краснофлотец» А.Е. Зеленского (1932–1933, мрамор), «Портрет красноармейца» В.В. Адамчевской (1930), «Рабочий с молотом» И.Д. Шадра (1936), «Голова Стеньки Разина» С.Т. Коненкова, проект памятника Карлу Марксу А.М. Гюрджана — экспозиция показывает как известные, так и никогда не выставлявшиеся ранее работы.

Каждому по свободе? История одного народа в годы революции. Еврейский музей и центр толерантности. До 14 января.

Иссахар Бер Рыбак «Погром». 40х52. Бумага, смешанная техника (1919). Выставка «Каждому по свободе?... jewish-museum.ru
Иссахар Бер Рыбак «Погром». 40х52. Бумага, смешанная техника (1919). Выставка «Каждому по свободе? История одного народа в годы революции»

Междисциплинарный исследовательский проект, подготовленный совместно с Музеем истории евреев России, рассказывает о культурном, политическом и религиозном развитии еврейского сообщества в России в годы революции.

На выставке представлена живопись Марка Шагала, Роберта Фалька, Иссахара Бера Рыбака и Эль Лисицкого, а также фотографии, книги, театральные афиши, листовки и плакаты политических партий из музейных собраний, архивов и частных коллекций. Многие картины и документы экспонируются впервые.

Кроме того, в отдельных пространствах выставки посетители могут услышать рассказы от первого лица непосредственных участников революционных событий — Льва Троцкого, Юлия Мартова, Марка Шагала, Веры Инбер, Семена Дубнова и Василия Шульгина. Их голоса звучат в старинных телефонах и радио.

Санкт-Петербург

Искусство — в жизнь! Русский музей. До 27 ноября.

Выставка «Искусство в жизнь.1918–1925» Татьяна Баркова/rusmuseum.ru
Выставка «Искусство в жизнь.1918–1925»

В Русском музее показывают агитационный фарфор Декоративного института, работавшего в Петрограде-Ленинграде в 1918-1926 гг. Лозунги на посуде, авангард, портреты крестьян и рабочих — всего около 200 предметов, скульптур, моделей и эскизов иллюстрируют новый советский быт и восстанавливают ход событий.

Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. Государственный Эрмитаж. До 4 февраля.

Выставка «Зимний Дворец и Эрмитаж в 1917 году. История создавалась здесь» в... Алексей Даничев/РИА «Новости»
Выставка «Зимний Дворец и Эрмитаж в 1917 году. История создавалась здесь» в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж представляет свою программу мероприятий по случаю 100-летия Революции 1917 года. В центре событий — две выставки в парадных залах Зимнего дворца, посвященные музейным зданиям и императорской резиденции в 1917 году.

Экспозиция в Аванзале вспоминает историю Лазарета имени наследника цесаревича Алексея, который был открыт в Зимнем дворце в 1915 году и просуществовал до 27 октября 1917 года. На выставке можно увидеть фотографии, документы, мемориальные вещи, в том числе предметы фирмы Фаберже.

Экспозиция Николаевского зала рассказывает об основных событиях, которые привели к Февральской революции, отречению Николая II и Октябрьскому перевороту. В Концертном зале можно узнать о том, как Императорский Эрмитаж стал Государственным музеем, и как отнеслись хранители музея к событиям 1917 года и новой власти.

Революция и наследие / Наследие революции. Музейно-выставочный центр «Росфото». 16 ноября — 3 декабря.

Выставка «Революция и наследие/Наследие революции» rosphoto.org
Выставка «Революция и наследие/Наследие революции»

Организаторы юбилейной революционной выставки в «Росфото» не ставили перед собой задачу показать ход событий осени 1917-го, а попытались представить влияние этих событий на судьбу Петрограда.

Через фотографии 1920-х — первой половины 1930-х годов из собрания КГИОП можно наглядно представить начало метаморфоз, почувствовать особенности событий минувших лет, отразившихся на облике города и наложивших неизгладимый отпечаток на его суть.