Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Кино в центре города

В Москве и Петербурге открывается фестиваль документального кино «Центр»

Кадр из фильма «Бойс» centerfestival.cdkino.ru
Кадр из фильма «Бойс»

Увидеть мир глазами плачущего преступника, теоретика постмодерна и экономиста, обещающего светлое демократическое будущее, можно будет на фестивале документального кино «Центр» (Center Festival): он пройдет с 6 по 10 сентября одновременно в Москве и Санкт-Петербурге. «Газета.Ru» составила путеводитель по самым важным событиям фестиваля, посвященного современности и городской культуре.

Любой фестиваль документального кино рассказывает истории, имеющие в себе примерно одну и ту же цель: показать, чем живет современный мир и как себя чувствует человек, существующий внутри его тенденций. Истории, которые рассказывает фестиваль «Центр», уже были услышаны на крупнейших мировых смотрах документалистики: на американском «Санденсе», фестивале в Локарно и на Берлинале. В Москве их будут показывать в Центре документального кино, институте «Стрелка», музее «Гараж», кинотеатре КАРО 11 Октябрь. А в Петербурге — на острове Новая Голландия одновременно с Москвой.

Реклама

«Большие перемены»

centerfestival.cdkino.ru

Датчанин Бьярке Ингельс — архитектор, который явно опережает свое время на пару столетий. Руками Ингельса и его команды BIG созданы самые узнаваемые здания современности: последняя башня комплекса Всемирного торгового центра (напротив мемориала 9/11), футуристический павильон галереи «Серпентайн», мегакампусы Google в Калифорнии и Лондоне, Башни Cross # Towers в Сеуле. Если собрать все здания Ингельса в одном месте, получится идеальный город будущего: хрустальные небоскребы, «умные дома» из стекла и белого металла, здания художественных галерей, похожие на произведения инопланетного искусства, и заводы, похожие на художественные галереи. Но фильм Каспара Аструпа Шредера — не о гениальном архитекторе и человеке из списка самых влиятельных персон по версии Time.

Камера Шредера застает Бьярке Ингельса в момент борьбы с тяжелой болезнью и пытается показать, чем живет и как мыслит архитектор, каждое здание которого может стать последним.

Где: Институт «Стрелка»
Когда: 6 сентября, 20.00


Дина

centerfestival.cdkino.ru

Снимать документальное кино о любви тяжело: присутствие камеры смущает и влюбленных, и зрителя. Кажется, что свое настоящее герои оставляют за кадром, демонстрируя перед камерой сфабрикованный суррогат чувств. В случае с «Диной» Антонио Сантини и Дэна Сиклса это совершенно не так: режиссеры стали близкими друзьями своих героев, а Дина — главная героиня — сделала все, чтобы ее история была рассказана предельно просто и честно. Дине 48: она, как и ее возлюбленный Скотт, страдает от синдрома Аспергера. Людям с таким заболеванием сложно общаться: они не чувствуют настроения и эмоций собеседника.

Дина и Скотт живут вместе и любят друг друга, но без секса: Скотту, который в душе остался ребенком, секс просто не нужен.

Так тоже бывает, но Дине это не нравится.

Сантини и Сиклс попытались взглянуть на историю Дины и Скотта глазами случайных свидетелей, а не кинематографистов: камера в картине ведет себя как глаз наблюдателя, всегда оставаясь немного в стороне от происходящего, но цепляя самые меткие и важные детали. В итоге у них получился феминистский фильм в лучшем смысле этого слова: о храбрости, поисках сексуальности и вере в любовь.

Где: КАРО «Октябрь»
Когда: 7 сентября, 20.00


«Теория бесплатных завтраков»

centerfestival.cdkino.ru

Что случится, если дать всем людям в мире достаточно денег для того, чтобы они платили за жилье и покупали еду — то есть, обеспечить им гарантированную реализацию базовых потребностей? Это и есть «теория бесплатных завтраков» — теория безусловного базового дохода для всех. Экономисты ломают над ней голову уже не один год: одни говорят, что необходимость трудиться, чтобы есть, лежит в основе капитализма

и легкие деньги превратят рабочих в лодырей.

Другие — что люди, избавленные от необходимости постоянно беспокоиться о минимальном заработке, смогут заняться самореализацией и станут живым экономическим двигателем. Экономист и документалист Кристиан Тодд считает, что «бесплатные завтраки» заставят людей мыслить по-новому и окажутся следующим этапом демократии: в фильме режиссер ищет аргументы в пользу своей теории и рисует картину мира, в котором рынок труда больше не управляет человечеством.

Где: Центр документального кино
Когда: 7 сентября, 19.00


Внутренняя работа

centerfestival.cdkino.ru

Герои фильма — заключенные тюрьмы строго режима, осужденные за насильственные преступления. Тюрьма проводит для них групповую психотерапию: четыре дня преступники рассказывают друг другу о своих личных драмах, фрустрациях, детских обидах и комплексах. Кадры, которые режиссер Джерус МакЛири снял на этих сеансах, по силе воздействия не уступают полнометражным психологическим триллерам:

слезы, боль и гнев опасных преступников производят катартический эффект.

Перед лицом своих страхов заключенные становятся полностью беззащитными: проявляя подобную слабость, они рискуют потерять уважение сокамерников или лишиться авторитета в тюремной иерархии. Одним из главных открытий режиссера стали представления заключенных о свободе --

преступники, которые провели в заключении большую часть жизни, со временем учатся искать свободу внутри самих себя.

Принять участие в терапии по специальной программе приглашают посторонних, взяв с них согласие следовать правилам тюрьмы и не разглашать признаний заключенных.

Режиссер картины Джерус МакЛири участвовал в этом с 16 лет — интерес к чувствам преступников казался окружающим странным, однако МакЛири чувствовал в себе потребность понять их истории и рассказать всему миру, о чем плачут сильные и опасные мужчины. Каждому из членов съемочной команды тоже пришлось пройти через четырехдневный сеанс терапии — для того, чтобы заключенные научились доверять документалистам и принимать их как равных.

Где: КАРО «Октябрь»
Когда: 8 сентября, 19.00


«Бойс»

centerfestival.cdkino.ru

Считается, что художник Йозеф Бойс, летчик люфтваффе во время Второй мировой (то есть, бывший солдатом нацистской армии), кардинально изменил свой взгляд на мир после того, как его истребитель разбился над одной из крымских деревень. Бойс мог умереть, однако на помощь к нему якобы пришли местные жители:

они накормили будущего художника медом, намазали телячьим жиром и обмотали войлоком, чтобы исцелить раны и не допустить переохлаждения.

Вернувшись в постнацистскую Германию, Бойс решил посвятить себя искусству и дать новую жизнь немецкой культуре, бичевавшей себя послевоенным раскаянием. Он стал одним из главных теоретиков постмодернизма и, одержимый идеей, что менять мир к лучшему — задача любого из нас, провозгласил девиз «Каждый человек — художник».

Главный герой фильма Андреса Файеля — Бойс-шаман, Бойс-безумец, Бойс-политический активист, Бойс-творец. В картине он говорит своим голосом: задает политические, культурологические и экзистенциальные вопросы, которые нуждаются в ответах и сегодня, спустя тридцать лет. Режиссер проделал огромную работу с архивными документами и кадрами:

в картине так много Йозефа Бойса, что кажется, будто он все еще жив и лично снимается в кино о себе же.

«Бойс» стал первым документальным фильмом о художнике, попавшим в конкурсную программу кинофестиваля категории «А», и первым немецким документальным кино в конкурсе Берлинале.

Где: Музей современного искусства «Гараж»
Когда: 9 сентября, 20.00


Машины

centerfestival.cdkino.ru

Фильм-эссе о работе на индийской ткацкой фабрике полон звуков и цветов: гремящие баки с краской, теплая охра, монотонный шум станка, узор на тонких кружевах.

За 12 часов работы на такой фабрике — очень современной по индийским меркам — рабочим платят три доллара.

Их никто не заставлял выбирать этот труд: «Бог дал нам руки, и мы можем работать», — говорят они, добавляя: «Нас никто не эксплуатирует». Перемешивая чаны с опасными химикатами и засыпая у машин, из которых выходят километры свежей ткани, эти мужчины обеспечивают текстилем фэшн-индустрию Запада. Картина Рахула Джайна уже получила заслуженный приз за лучшую операторскую работу: это редкое кино, где гуманистических протест вызывают не кадры нищеты и угнетений, а гипнотизирующие ровные полосы ярких тканей, выползающих из-под станка.

Где: Центр документального кино
Когда: 9 сентября, 19.15