Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Превыше всего

Первый канал начинает показ сериала «Безопасность»

Кадр из сериала «Безопасность» Пресс-служба Первого канала
Кадр из сериала «Безопасность»

На первом канале стартует сериал «Безопасность» — режиссерский дебют сценариста и актера Никиты Высоцкого и новая сценарная работа писателя Андрея Кивинова.

К майору Ольге Гориной (Александра Мареева), оперуполномоченной отдела собственной безопасности полиции в небольшом городке Юрьевце, приходит осведомитель и рассказывает, что оперативник Кирилл Копейкин (Кирилл Плетнев) берет взятки. Первая встреча Гориной и Копейкина проходит не очень удачно — она находит в заполненных им делах множество недочетов, а он умудряется ее обидеть. И Горина дает слово, что сживет оппонента со свету.

Реклама

Начальник отдела собственной безопасности полковник Царев (Никита Высоцкий) дает Гориной добро на разработку — но только если она уверена в своей правоте. В кабинете Копейкина устанавливают видео- и аудиопрослушку, за ним следят — и неясные подозрения становятся более определенными: оперативник, кажется, замешан то ли в торговле наркотиками, то ли во внесудебной ликвидации тех преступников, которых он не смог покарать по закону. При этом Копейкин выглядит бессребреником: ездит на хорошо подержанной машине, на работе обедает пельменями и на помощь коллегам приходит по первому зову. Горина собирается поближе познакомиться с объектом разработки, чтобы найти на него компромат.

Первый канал начинает показ сериала «Безопасность», посвященного сотрудникам самого нелюбимого оперативниками Управления собственной безопасности МВД.

Пресс-служба Первого канала

Телевизионщики в поисках новых героев перебрали, кажется, все милицейско-полицейские специальности: они сняли сериалы и про прокуратуру, и про следствие, и даже про целиком выдуманные отделы. Не могли они пройти и мимо тех, кто отвечает за правонарушения, совершенные самими работниками правоохранительных органов, — да, по большому счету, и не проходили. В прошлом году НТВ, например, показал сериал «Внутреннее расследование» с Дмитрием Певцовым, а из 32 эпизодов «Товарищей полицейских» (выходил на Первом в 2011-м и 2012-м) работе «инквизиторов» была посвящена четверть серий.

Новый проект (хотя он относительно новый — съемки закончились еще в 2015-м) посвящен службе внутренней безопасности полностью.

В основе сериала — сценарий Андрея Кивинова (первые сезоны «Улиц разбитых фонарей», «Убойная сила») и его же книги из цикла «Зона личной безопасности», изданные в 2013 году. Работа Кивинова заметна сразу — это и хорошо прописанные характеры персонажей, и лихо закрученный сюжет дел, и, конечно, небольшая порция юмора, без которой те же «Менты» или «Убойная сила» смотрелись бы совсем иначе. По конструкции «Безопасность», впрочем, ближе к идущему по «России 1» вот уже восемнадцать лет сериалу «Тайны следствия»: восьмисерийный сезон разбивается на четыре двухсерийных фильма, каждый из которых содержит собственную независимую историю, а сами фильмы объединяют только место работы главных героев и некоторые сквозные персонажи.

Конечно, без объектов разработки — оперативников дело не обходится, так что частично «Безопасность» можно было бы счесть очередной реинкарнацией «Ментов».

Пресс-служба Первого канала

Но ни до «Улиц...», ни до «Убойной силы» новый сериал не дотягивает. В нем старательная режиссура, но отсутствует стиль, присущий Александру Рогожкину; снимали «Безопасность» режиссеры-дебютанты — Никита Высоцкий (сын Владимира Высоцкого, сценарист фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой») и Илья Лебедев (режиссер монтажа фильмов «Викинг» и «Высоцкий. Спасибо, что живой»). Как сказано на странице проекта на сайте Первого канала, Высоцкий и Лебедев обязанности поделили: первый отвечал за актерскую работу, а второй за визуальную составляющую. И такое разделение вряд ли можно считать удачей «Безопасности» — сериалу явственно не хватает единства стиля.

Но главное, что мешает просто смотреть «Безопасность» и наслаждаться, — выбор профессии главных героев.

В «Ментах» оперативники убойного отдела очевидным образом были на стороне добра, и пусть у них имелись собственные проблемы, на борьбе с преступностью это не сказывалось никак, так что сопереживать им было просто. В «Безопасности» сотрудники отдела собственной безопасности, к которым граждане вроде бы могут обратиться за защитой от произвола полицейских, имеют слишком утилитарную философию. В начале первой серии начальник отдела, у которого героиня Ольги Гориной просит разрешения на разработку, говорит ей: «Либо он сядет или уйдет из органов, либо это будет необоснованной проверкой», подразумевая, что за необоснованность спросят именно с ОСБ. И получается, что цель работы «безопасников» — так или иначе выдавить из органов человека, который попал на заметку, а виноват он или нет — дело десятое. Был бы оперативник, а статья найдется. И хочется надеяться, что эта философия не станет основной для всей «Безопасности», что итогом расследований оперативников нужной в общем-то службы окажутся не порушенные ради галочки судьбы, а восстановленная справедливость, не испорченная охранительским абсурдом.