Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Летящий над веком

Исполняется 130 лет со дня рождения Марка Шагала

Марк Шагал, 1930 год РИА «Новости»
Марк Шагал, 1930 год

130 лет назад в Витебске родился Марк Шагал (1887–1985) — театральный декоратор, ученик Николая Рериха и Льва Бакста и один из самых ярких художников ХХ века. «Газета.Ru» рассказывает о пяти главных картинах художника, которые ознаменовали переломные этапы творчества.

«Рождение» (1910)

«Рождение» (1910) Марк Шагал
«Рождение» (1910)

На протяжении всей жизни Марк Шагал бесконечно рисовал родной Витебск и свою семью, стремясь примирить божественное и земное, начала глубоко символические и грубо бытовые.

В 1910 году на свет появился младший брат художника, и ошеломленный этим событием Шагал написал «Рождение» — полотно, изображающее только что разрешившуюся от бремени женщину, над которой стоит повивальная бабка с новорожденным на руках, и столпившихся в правой части картины мужчин.

Это полотно стало одной из первых шагаловских вариаций сюжета о рождении Христа: «святое семейство», глава которого прячется под кроватью, приветствуют шумные родственники-волхвы, приносящие дары. Однако грязноватый, мрачный колорит картины напоминает скорее «Едоков картофеля» Ван Гога, чем традиционную религиозную живопись. Здесь же среди бородатых мужчин, входящих в дом, появляется корова — один из главных образов-символов, которые часто встречаются на шагаловских полотнах. Так, соединив религиозный сюжет с грубой реальностью, он создал предельно насыщенный аллюзиями земной мирок, в котором небо и земля слились воедино.

Реклама

«Автопортрет с семью пальцами» (1913)

«Автопортрет с семью пальцами» (1913) Марк Шагал
«Автопортрет с семью пальцами» (1913)

В 1913 году Шагал оказался в Париже, где готовился к выставке в Салоне Независимых (французском объединении художников, к которому в разное время примыкали Хуан Миро, Анри Матисс, Александра Экстер, Винсент ван Гог). На картине «Автопортрет с семью пальцами» он изобразил себя в образе чудаковатого творца, сидящего перед мольбертом: за его спиной через окно виднеется Париж и Эйфелева башня. Неподалеку от нее, как видение, возникает православная церквушка, а перед ним на мольберте — «Россия, ослы и другие», одна из лучших его картин, которую также показывали в Салоне.

Идиома «Семь пальцев» на идише обозначает «на все руки мастер», но чаще их соотносят с библейскими семью днями творения мира.

При этом кубистическую фигуру художника-демиурга Шагал сажает в довольно примитивно написанное пространство, вновь хаотично наслаивая стили и мотивы.

«День рождения» (1915)

«День рождения» (1915) Марк Шагал
«День рождения» (1915)

В 1914 году художник, к тому времени уже ставший гражданином Франции, вернулся в Витебск на свадьбу сестры, планируя провести дома всего несколько дней.

Но как только грянула Первая мировая война, границы закрылись, и Шагалу пришлось остаться в России.

В этот период он писал, что «Витебск — несчастный, скучный город». Однако здесь его встретила Белла (Берта Розенфельд), на которой Шагал женился в июле 1915 и любовь к которой пронес через всю жизнь, раз за разом рисуя ее во всех женских образах. На картине «День рождения» во всех подробностях изобразил комнату, в которой жил с Беллой, и оторвавшихся от земли влюбленных.

«Введение в еврейский театр» (1920)

«Введение в еврейский театр» (1920) Марк Шагал
«Введение в еврейский театр» (1920)

По возвращении из Европы в жизнь Шагала стремительно врывается театр. В 1916 году режиссер Николай Евреинов пригласил его оформить миниатюру «Совершенно веселая песня» в артистическом подвале «Привал комедиантов», а в 1920-м Алексей Грановский позвал его в Государственный еврейский камерный театр, в котором — не без участия Шагала — актуальные театральные идеи соединились с богатым еврейским колоритом.

В результате Шагал не только создал декорации и эскизы костюмов для нескольких постановок театра, но и оформил здание и зрительный зал.

На центральном панно «Введение в еврейский театр» можно обнаружить всю семью Шагала: самого художника, его жену Беллу и их маленькую дочь Иду, а также имена отца и матери, бабушки и дедушки, написанные на идиш, которые вращаются вокруг пестрого супрематического узора.

Вместе с реальными персонажами в пространстве картины парят клоуны и музыканты, олицетворяющие Музыку, Драму и Танец, коровы и ангелы.

Панно было расположено вдоль продольной стены зала и стало одной из самых грандиозных мистерий, созданных Шагалом.

«Падение ангела» (1923–1933–1943)

«Падение ангела» (1923–1933–1943) Марк Шагал
«Падение ангела» (1923–1933–1943)

В 1922 году Шагал с семьей покинул Россию. В конце года он начал работать над картиной «Падение ангела», которую дописывал и исправлял вплоть до 1947 года. В центре картины — огненный ангел, падающий с небес.

Вокруг него смешались старик, указывающий на текст Торы, корова со скрипкой и поднятый в воздух путник.

Только в годы Второй мировой войны Шагал добавил к ним зимний Витебск, виднеющийся на фоне, распятие и Мадонну с младенцем. Апокалиптические мотивы, которые традиционно связывают с террором и насилием, последовавшими за русской революцией и возобновившимися в годы войны, как проказа, поражают небо и землю, но Шагал оставляет место надежде в образе матери с младенцем, горящей свечи, музыки.