Пенсионный советник

Цой в кино

Виктору Цою — 55: как лидер «Кино» стал кинозвездой

, ,
Виктор Цой в фильме «Асса» (1988) Мосфильм
Виктор Цой в фильме «Асса» (1988)

21 июня Виктору Цою исполнилось бы 55 лет. В связи с этой годовщиной «Газета.Ru» вспоминает, в каких фильмах снимался легендарный музыкант и лидер группы «Кино».

Спой для Цоя

Концерты в год юбилея Виктора Цоя пройдут по всему миру. Самый большой заявлен 30 сентября на сцене Кремлевского дворца — симфоническое рок-шоу «Легенда 55» с лучшими хитами группы «Кино» будет представлено группой «Sолнечные Дни» в сопровождении оркестра «Русская филармония». Этот проект уже был представлен в Санкт-Петербурге, Астане, Минске, Екатеринбурге, Красноярске и других городах. Также в рамках 16-го фестиваля Stereoleto (пройдет в Петербурге 7 июля) состоится выступление «Симфонического кино» — проекта гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна. Видеоряд, отражающий стилистику группы, представит художник Александр Цой, сын Виктора Цоя.

На сцене лондонского клуба Borderline 25 июня группа «Виктор» (единственный официальный трибьют «Кино») выступит с оригинальными композициями Цоя, а дополнением к концерту послужит документальный видеоряд с редкими кадрами из жизни артиста.

Он погиб в 1990-м, когда ему было всего 28, при этом успев прославиться на всю страну и породить «киноманию», которую можно сравнить разве что с аналогичным культом The Beatles. Еще он успел записать девять альбомов (включая «Черный альбом», доделанный и вышедший уже после его смерти). Он был настоящим, полноценным кумиром: и в нем самом, и в мало отличимом от него лирическом герое песен «Кино» узнала себя вся страна — по крайней мере, та ее часть, которой на тот момент не исполнилось 40.

Славой и статусом он тяготился, о чем неоднократно говорил в интервью. При этом вряд ли думал о кинокарьере и, несмотря на весьма обширную для музыканта фильмографию, в игровой картине снялся как полноценный артист лишь однажды — да и эта роль была следствием дружбы с режиссером Рашидом Нугмановым. Но героем лент он становился не раз — в основном своем качестве, как один из самых ярких представителей ленинградского рок-клуба и лидер группы «Кино». К юбилею музыканта «Газета.Ru» вспоминает, в каких фильмах можно увидеть Виктора Цоя.

Реклама

«Йя-Хха» (1986)


Режиссер Рашид Нугманов

Фильмография Виктора Цоя началась с 30-минутной короткометражки — учебной работы студентов ВГИКа. Сюжета у картины нет, кроме того, из-за недостатка средств черно-белый фильм так и остался незаконченным, но именно в нем едва ли не впервые на экране появились главные лица ленинградской рок-тусовки — группа «Алиса», Майк Науменко и группа «Зоопарк», Борис Гребенщиков. И, конечно, Виктор Цой, работавший в то время в ставшей впоследствии знаменитой котельной «Камчатка» и спевший для фильма песню «Дальше действовать будем мы». Рашид Нугманов (он учился на курсе Сергея Соловьева) после окончания вуза продолжил сотрудничество с Цоем.

«Конец каникул» (1986)


Режиссер Сергей Лысенко

Еще одна студенческая работа — но на этот раз дипломная и посвященная Цою и «Кино» целиком. 20-минутная документалка выпускника режиссерского факультета Киевского института театрального искусства Сергея Лысенко — это четыре клипа на песни «Закрой за мной дверь», «Попробуй спеть вместе со мной», «Дальше действовать будем мы» и «Раньше в твоих глазах зажигались костры». Причем в картине использовались ранние варианты композиций — для альбома «Группа крови» три из них будут переделаны, а «Раньше в твоих глазах зажигались костры» так и не выйдет на пластинке до появления в 2002 году сборника «Кино» в кино».

«Рок» (1987), «Последний герой» (1992)


Режиссер Алексей Учитель

Постер к фильму «Рок» Алексея Учителя, 1987 год ТПО Рок
Постер к фильму «Рок» Алексея Учителя, 1987 год

К 1987 году Алексей Учитель уже лет десять — после выпуска из ВГИКа — снимал документальные фильмы о советской действительности. И пройти мимо ленинградской рок-тусовки он просто не смог — правда, попасть в нее оказалось не самым легким делом. Но Учителю это удалось — и в результате вышла первая полноценная документалка о музыкальной жизни Ленинграда второй середины 80-х. Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Олег Гаркуша, Юрий Шевчук, группы «Аквариум», «АВИА», «АукцЫон», «ДДТ» и, разумеется, группа «Кино». «Рок» был несомненным успехом Учителя — настолько, что в 1991-м он дал основанной им студии такое же название (кинокомпания, кстати, существует до сих пор). После съемок «Рока» осталось множество не вошедших в фильм материалов, и, когда Цой погиб, Учитель предложил Рашиду Нугманову собрать новый фильм — уже об одном герое питерского рока. Но тот отказался, и Учитель сам сделал «Последнего героя».

«Асса» (1987)


Режиссер Сергей Соловьев

Группа «Кино» выступает на фестивале «Асса» в честь выхода одноименного... ТАСС
Группа «Кино» выступает на фестивале «Асса» в честь выхода одноименного фильма. Москва, 1988 год

В этом фильме-манифесте, снятом Сергеем Соловьевым, Виктор Цой выступает самым парадоксальным образом: появляется в самой последней сцене — его героя, Виктора Цоя, берут артистом в ялтинский ресторан вместо главного героя. «Вы пользуетесь отчаянным положением администрации ресторана», — слышит его герой и, не дослушав, идет на сцену. Где исполняет песню «Перемен», ставшую, вероятно, самой знаковой для русского рока 80-х. Сцену, в которой группу «Кино» приветствуют горящими спичками, снимали целый день в Зеленом театре в московском Парке Горького, причем значительную часть времени режиссеру приходилось тратить на препирательства с пожарной охраной.

«Игла» (1988)


Режиссер Рашид Нугманов

Кадр из фильма «Игла» (1988) «Казахфильм»/Global Look Press
Кадр из фильма «Игла» (1988)

Вершина кинокарьеры лидера «Кино» — главная роль в шедевральной картине Рашида Нугманова (см. «Йя-Хха»). Его персонаж по имени Моро приезжает проведать подругу в некий условный среднеазиатский город после смерти отца и обнаруживает, что под покровом благополучной жизни профессорской дочки скрывается беда — девушку посадили на наркотики (веществами ее снабжает герой Петра Мамонова). Моро в порядке терапии тащит девушку в пустынное место, чтобы она «переломалась», а параллельно пытается наказать местную мафию, сросшуюся с милицией.

Фильм, в кратком пересказе вызывающий ассоциации с советской чернухой, на самом деле снят в совершенно завораживающей манере, заставляющей сравнить «Иглу» с вышедшими в тот же год «Днями затмения» Александра Сокурова или даже с «Твин Пикс» Дэвида Линча. В ней государство разговаривает с гражданами своей окраины голосами из телевизоров и радиоприемников, а пустыня и ее обитатели выглядят поэтичнее любого среднерусского пейзажа. Отдельного упоминания стоит актерская игра Цоя — Нугманов одним из первых доказал, что для хорошей постановки актеру необязательно иметь образование и послужной список, достаточно быть самим собой.