Пенсионный советник

Оптимизм правит МИДом

На телеканале «Россия 1» стартует сериал «Оптимисты»

Кадр из сериала «Оптимисты» (2017) Продюсерская компания Валерия Тодоровского
Кадр из сериала «Оптимисты» (2017)

На канале «Россия» начинается показ сериала Алексея Попогребского и Валерия Тодоровского «Оптимисты» — истории из жизни советских дипломатов времен оттепели с Владимиром Вдовиченковым и Северией Янушаускайте. «Газета.Ru» изучила новую попытку Тодоровского создать советский аналог «Безумцев».

1960 год. В советском МИДе работает аналитический отдел, возглавляемый Рутой Блаумане (Северия Янушаускайте) — американской коммунисткой-перебежчицей. Под ее началом трудятся молодые специалисты (Егор Корешков, Риналь Мухаметов, Артем Быстров).

Внезапно сверху присылают партийного функционера товарища Бирюкова, которого поначалу принимают с настороженностью, но тут начинается новый виток международных отношений и мидовцам становится не до жиру — приходится действовать сообща.

Реклама

13-серийный сериал «Оптимисты» — первая законченная режиссерская работа Алексея Попогребского за 8 лет — с выхода фильма «Как я провел этим летом». За это время постановщик успел снять несколько короткометражек, поработать над дорогим 3D-проектом (который пока остается незаконченным), но довести до конца удалось лишь «Оптимистов». Не последнюю роль в этом сыграл продюсер сериала Валерий Тодоровский, рука которого чувствуется уже начиная с титров.

Как и «Оттепель», «Оптимисты» очевидно вдохновлены американскими «Безумцами» — это читается и в общем ретронастрое, и в стилизованных титрах, где в чайной чашке вдруг обнаруживается тонущий авианосец.

Формально каждая серия рассказывает об одном реальном событии — вроде сбитого советскими ПВО над Свердловском самолета-шпиона, управляемого Фрэнсисом Гэри Пауэрсом.

При этом почти весь сюжет собственно серии — плод вымысла бригады сценаристов во главе с Михаилом Идовым.

В конце концов, и отдел, о котором идет речь в сериале, никогда в реальности не существовал, а Попогребский вообще говорит, что «Оптимисты» сделаны в жанре «альтернативной истории». Этот ход понадобился автору для того, чтобы рассказать не ретроисторию про время (которой в значительной степени была «Оттепель»), а поговорить на более общие темы, актуальные как тогда, так и сейчас.

Фокус сюжета здесь сосредоточен не только (и не столько) на исследовании механики работы дипломатов, сколько на них самих и на том, как необходимость сохранять хорошую мину при любой игре влияет на их частную жизнь.

Видимо, именно из-за желания режиссера по возможности уйти от привычной ретростилистики «Оптимисты» выглядят немного странно.

С одной стороны — детально проработанный предметный мир: карандашики, сумочки, платьица, очки.

С другой — записанная под метроном стилизация под серф на саундтреке, холодная цифровая картинка и построение кадра, характерное для отечественных сериалов вообще и продукции канала «Россия» в частности. Возможно, российские кинематографисты просто опасаются, что ортодоксального зрителя может спугнуть излишне эстетское изображение, и у такой логики, безусловно, есть свой резон. Однако опыт «Ликвидации», «Мажора» (и других сериалов компании «Среда») или той же «Оттепели» (в которой с изображением была проведена хотя бы механическая работа) свидетельствует скорее об обратном.

Впрочем, сериал Попогребского это именно тот случай, когда говорить об успехе или провале предприятия до последней серии будет преждевременным.

Во-первых, режиссер подчеркивает, что снимал не многосерийный фильм, а именно сериал, так что персонажи (среди которых есть крайне любопытные) будут расти, развиваться и проходить разнообразные проверки на вшивость и прочность. Во-вторых, как это и водится за кинороманами (любимым жанром продюсера и режиссера Тодоровского), судить по первым главам о целом произведении можно только в том случае, если они из рук вон плохи, а это все-таки совершенно не тот случай. Да и вообще оптимизм, как ни крути, вещь хорошая.