Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Херст в глазах смотрящего

В Москве проходит выставка самого дорогого современного художника Дэмиена Херста



«За любовь Господа» (For the Love of God) или «Бриллиантовый череп Дэмиена Херста» (2007)

«За любовь Господа» (For the Love of God) или «Бриллиантовый череп Дэмиена Херста» (2007)

Reuters/Коллаж «Газета.Ru»
В московской галерее Гари Татинцяна открылась выставка Дэмиена Херста — британского провокатора и одного из самых дорогих современных художников. Не ней показаны произведения 2008 года, которые были проданы на персональном аукционе Херста, организованном Sotheby's в 2008 году. «Газета.Ru» рассказывает об основных вехах творчества художника.

Young British Artists («Молодые британские художники»)

В 1990-е Дэмиен Херст, заявив о себе с помощью хулиганских инсталляций с мертвыми животными, прослыл молодым хулиганом и провокатором. Уже тогда он был самой заметной фигурой группы Young British Artists — юных художников из Великобритании, большая часть которых училась в Голдсмитском колледже в Лондоне.

К сегодняшнему дню «великий и ужасный» Херст превратился в одного из самых продаваемых классиков британского искусства.

Отправной точкой его истории стала выставка Freeze, которую художник, еще будучи студентом, организовал в 1988 году в пустующем здании администрации лондонского порта. Всего на выставке были представлены работы 17 студентов, которые отбирал лично Херст. Тогда на выставку заглянул коллекционер и один из основателей рекламного агентства Saatchi&Saatchi Чарльз Саатчи, который впоследствии станет главным покровителем группы. Первой работой, которую он купил, оказалась инсталляция Херста «A Thousand Years»,

представляющая собой стеклянный контейнер с коровьей головой, облепленной мухами.

Во многом именно Саатчи, коллекция которого гастролирует по всему миру, превратил «Молодых британских художников» в коммерчески успешный бренд.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

В 1991 году Саатчи предложил Херсту финансировать все работы, которые он бы пожелал сделать. Знаменитая тигровая акула в аквариуме с формальдегидом обошлась коллекционеру в £50 тыс.

Сама же туша акулы, специально выловленной для Херста в Австралии, стоила художнику £6 тыс.

Тогда он признавался, что искал для этой работы что-то «достаточно большое, чтобы съесть меня». Название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» для акулы было позаимствовано у книги экономиста и историка искусства Дональда Томпсона, обнажившего в ней скрытые механизмы арт-рынка. В 2004 году акулу за $8 млн купил американский миллиардер Стив Коэн. Однако уже через два года она начала разлагаться; Херст обвинил в этом сотрудников галереи Саатчи, которые неправильно ухаживали за тушей. В результате художник решил выбросить ее и заменить на новую, параллельно наделав вариации этой работы и таким образом растиражировав ее.

Они вошли в серию «Естественная история», куда также входят разрезанные надвое корова и теленок («Разделенные мать и дитя»), впервые представленные в 1993 году на Венецианской биеннале. В 1995 году Херст получил за эту работу первый приз премии Тернера — самой престижной в Великобритании награды в области современного искусства, окончательно закрепившись в статусе главного циника от нового искусства.

«За любовь Господа»

Еще одной аллегорией тщеты всего сущего в творчестве Херста стала скульптура «За любовь Господа», которая до сих пор считается самым дорогим произведением искусства ныне живущего художника. Она представляет собой

инкрустированный бриллиантами платиновый череп, который был скопирован с реального черепа европейца 35 лет, умершего в XVIII веке.

Помимо бриллиантов весом 1100 карат в череп были вставлены настоящие человеческие зубы и еще один громадный розовый алмаз в 52,4 карата, красующийся во лбу. Работа обошлась Херсту в £14 млн, а сама скульптура оценивается в 50 млн. Херст рассказывал, что название работы ему навеяли слова матери, вопрошавшей: «Скажи на милость, что ты дальше будешь делать?» В 2007 году художник выставил череп в галерее White Cube. В результате его выкупила группа инвесторов, в которую входят сам Херст, его менеджер Фрэнк Данфи, глава галереи White Cube и украинский меценат Виктор Пинчук.

Персональный аукцион Sotheby's

Персональный аукцион Херста, прошедший в 2008 году, стал логичным завершением эпохи «жирных нулевых».

Прямо накануне торгов американский банк Lehman Brothers объявил о банкротстве, чем спровоцировал обвал фондового рынка.

Однако, распродав более 50 своих работ, Херст не без сарказма заметил, что его искусство «продается, даже когда разоряются банки». Он настаивал на демократизации торговли искусством и продавал произведения в обход частных дилеров и галерей. Среди главных лотов оказались работы «Мечта» — залитый формальдегидом жеребенок в стеклянном аквариуме, «Реинкарнация» с изображениями бабочек, а также знаменитый «Золотой телец», который был продан за $18,6 млн. Всего же Херст продал работ на $198 млн, побив рекорд в области аукционов, посвященных одному художнику. Предыдущий был поставлен в 1993 году, когда 88 работ Пабло Пикассо ушли с молотка за $20 млн.

Живопись и ретроспектива в Тейт Модерн

Херст начал экспериментировать с живописью в начале нулевых. Тогда он делал белые полотна с цветными пятнами, одно из которых было отправлено на Марс на британском космическом аппарате. В 2012 году лондонская галерея White Cube Bermondsey выставила серию Херста «Две недели одного лета» («Two Weeks One Summer»), включающую в себя 35 живописных работ с заспиртованными эмбрионами, ножницами и бабочками.

Однако критика нашла новые произведения вымученными и скучными.

В том же году галерея Тейт Модерн устроила масштабную ретроспективу Херста, на которую в течение пяти месяцев валом валили зрители, ставя новые рекорды по числу посетителей музея. В итоге выставка, включающая в себя самые известные произведения художника, стала самой популярной в истории галереи.