Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Херст в глазах смотрящего

В Москве проходит выставка самого дорогого современного художника Дэмиена Херста

«За любовь Господа» (For the Love of God) или «Бриллиантовый череп Дэмиена Херста» (2007) Reuters/Коллаж «Газета.Ru»
«За любовь Господа» (For the Love of God) или «Бриллиантовый череп Дэмиена Херста» (2007)

В московской галерее Гари Татинцяна открылась выставка Дэмиена Херста — британского провокатора и одного из самых дорогих современных художников. Не ней показаны произведения 2008 года, которые были проданы на персональном аукционе Херста, организованном Sotheby's в 2008 году. «Газета.Ru» рассказывает об основных вехах творчества художника.

Young British Artists («Молодые британские художники»)

'A Thousand Years' (1990) Roger Wooldridge/damienhirst.com
'A Thousand Years' (1990)

В 1990-е Дэмиен Херст, заявив о себе с помощью хулиганских инсталляций с мертвыми животными, прослыл молодым хулиганом и провокатором. Уже тогда он был самой заметной фигурой группы Young British Artists — юных художников из Великобритании, большая часть которых училась в Голдсмитском колледже в Лондоне.

К сегодняшнему дню «великий и ужасный» Херст превратился в одного из самых продаваемых классиков британского искусства.

Отправной точкой его истории стала выставка Freeze, которую художник, еще будучи студентом, организовал в 1988 году в пустующем здании администрации лондонского порта. Всего на выставке были представлены работы 17 студентов, которые отбирал лично Херст. Тогда на выставку заглянул коллекционер и один из основателей рекламного агентства Saatchi&Saatchi Чарльз Саатчи, который впоследствии станет главным покровителем группы. Первой работой, которую он купил, оказалась инсталляция Херста «A Thousand Years»,

представляющая собой стеклянный контейнер с коровьей головой, облепленной мухами.

Во многом именно Саатчи, коллекция которого гастролирует по всему миру, превратил «Молодых британских художников» в коммерчески успешный бренд.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

В 1991 году Саатчи предложил Херсту финансировать все работы, которые он бы пожелал сделать. Знаменитая тигровая акула в аквариуме с формальдегидом обошлась коллекционеру в £50 тыс.

Сама же туша акулы, специально выловленной для Херста в Австралии, стоила художнику £6 тыс.

'The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living' (1991) Prudence Cuming Associates/damienhirst.com
'The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living' (1991)

Тогда он признавался, что искал для этой работы что-то «достаточно большое, чтобы съесть меня». Название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» для акулы было позаимствовано у книги экономиста и историка искусства Дональда Томпсона, обнажившего в ней скрытые механизмы арт-рынка. В 2004 году акулу за $8 млн купил американский миллиардер Стив Коэн. Однако уже через два года она начала разлагаться; Херст обвинил в этом сотрудников галереи Саатчи, которые неправильно ухаживали за тушей. В результате художник решил выбросить ее и заменить на новую, параллельно наделав вариации этой работы и таким образом растиражировав ее.

Они вошли в серию «Естественная история», куда также входят разрезанные надвое корова и теленок («Разделенные мать и дитя»), впервые представленные в 1993 году на Венецианской биеннале. В 1995 году Херст получил за эту работу первый приз премии Тернера — самой престижной в Великобритании награды в области современного искусства, окончательно закрепившись в статусе главного циника от нового искусства.

«За любовь Господа»

Еще одной аллегорией тщеты всего сущего в творчестве Херста стала скульптура «За любовь Господа», которая до сих пор считается самым дорогим произведением искусства ныне живущего художника. Она представляет собой

инкрустированный бриллиантами платиновый череп, который был скопирован с реального черепа европейца 35 лет, умершего в XVIII веке.

Помимо бриллиантов весом 1100 карат в череп были вставлены настоящие человеческие зубы и еще один громадный розовый алмаз в 52,4 карата, красующийся во лбу. Работа обошлась Херсту в £14 млн, а сама скульптура оценивается в 50 млн. Херст рассказывал, что название работы ему навеяли слова матери, вопрошавшей: «Скажи на милость, что ты дальше будешь делать?» В 2007 году художник выставил череп в галерее White Cube. В результате его выкупила группа инвесторов, в которую входят сам Херст, его менеджер Фрэнк Данфи, глава галереи White Cube и украинский меценат Виктор Пинчук.

Персональный аукцион Sotheby's

Персональный аукцион Херста, прошедший в 2008 году, стал логичным завершением эпохи «жирных нулевых».

Прямо накануне торгов американский банк Lehman Brothers объявил о банкротстве, чем спровоцировал обвал фондового рынка.

'The Golden Calf' (2008) Photographed by Prudence Cuming Associates/damienhirst.com
'The Golden Calf' (2008)

Однако, распродав более 50 своих работ, Херст не без сарказма заметил, что его искусство «продается, даже когда разоряются банки». Он настаивал на демократизации торговли искусством и продавал произведения в обход частных дилеров и галерей. Среди главных лотов оказались работы «Мечта» — залитый формальдегидом жеребенок в стеклянном аквариуме, «Реинкарнация» с изображениями бабочек, а также знаменитый «Золотой телец», который был продан за $18,6 млн. Всего же Херст продал работ на $198 млн, побив рекорд в области аукционов, посвященных одному художнику. Предыдущий был поставлен в 1993 году, когда 88 работ Пабло Пикассо ушли с молотка за $20 млн.

Живопись и ретроспектива в Тейт Модерн

Херст начал экспериментировать с живописью в начале нулевых. Тогда он делал белые полотна с цветными пятнами, одно из которых было отправлено на Марс на британском космическом аппарате. В 2012 году лондонская галерея White Cube Bermondsey выставила серию Херста «Две недели одного лета» («Two Weeks One Summer»), включающую в себя 35 живописных работ с заспиртованными эмбрионами, ножницами и бабочками.

Однако критика нашла новые произведения вымученными и скучными.

В том же году галерея Тейт Модерн устроила масштабную ретроспективу Херста, на которую в течение пяти месяцев валом валили зрители, ставя новые рекорды по числу посетителей музея. В итоге выставка, включающая в себя самые известные произведения художника, стала самой популярной в истории галереи.