Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Трагедия повторяется в виде Марса

В прокате «Живое» Даниэля Эспиносы

Райан Рейнольдс в фильме «Живое» (2017) Sony Pictures Entertainment (SPE)
Райан Рейнольдс в фильме «Живое» (2017)

В российский прокат вышло «Живое» — космический хоррор про марсианского слизня от авторов «Дедпула» с Райаном Рейнольдсом, Джейком Джилленхолом и Ольгой Дыховичной.

К Международной космической станции с трудом причаливает корабль с пробами марсианской почвы. Интернациональный коллектив почти случайно обнаруживает среди грунта крайне живучую клетку, извлекает ее и с детским восхищением наблюдает за ростом организма, который получает имя «Кельвин».

Клетка вырастает во что-то среднее между медузой и морской звездой, впадает в спячку, а когда астронавты решают разбудить его при помощи электрошока — ломает парализованному ниже пояса чернокожему космонавту по фамилии Дерри (Эрион Бакаре) палец на руке. Русский командир Катерина Головкина (Ольга Дыховичная) и ее соратники (Джейк Джилленхол, Райан Рейнольдс, Ребекка Фергюссон и Хироюки Санада) понимают, что дело плохо и до Земли они, скорей всего, не дотянут.

«Живое» — первый проект дуэта сценаристов Ретта Риза и Пола Верника после прославившего их «Дедпула»,

и потому, несмотря на вполне стандартную завязку, от картины ждали чего-то совсем не банального. Не влияла на ожидания даже фигура режиссера Даниэля Эспиносы, предыдущая работа которого — скандальный ретротриллер про Чикатило «Дитя 44» с Томом Харди. «Живое» доказывает, что Эспиноса, что называется, крепкий ремесленник, мастеровитый постановщик, от которого (учитывая шведско-испанское происхождение) странно требовать знания русских уменьшительных имен и прочих примет советского быта.

Кадр из фильма «Живое» (2017) Sony Pictures Entertainment (SPE)
Кадр из фильма «Живое» (2017)

Зато он вполне способен воспользоваться достижениями коллег и осуществить прививку куароновской «Гравитации» «Чужому» Ридли Скотта.

Интересно, кстати, как быстро устаревают сегодня изобразительные приемы: полеты на тросе в открытом космосе, поражавшие воображение четыре года назад, сегодня смотрятся чем-то почти рутинным.

Композиция и драматургия «Живого» ровно такова, какой ее обещает трейлер. После обширного пролога с драматической стыковкой

фильм благополучно тычет зрителю в глаз щупальцем инопланетного террора

и требует угадать не столько исход всей битвы, сколько последовательность отхода героев в мир иной. В этом смысле тут есть некоторые неожиданности — например, героиню Дыховичной, вопреки ожиданиям, пускают в расход не сразу. В остальном все весьма предсказуемо, включая довольно топорно (хоть и результативно) исполненный финальный сюжетный твист.

Кадр из фильма «Живое» (2017) Sony Pictures Entertainment (SPE)
Кадр из фильма «Живое» (2017)

Фактически «Живое», выдавая себя за научную фантастику, предлагает классическую схему хоррора про незнакомца в доме —

только на сей раз незнакомец — инопланетянин.

Прорыв Ридли Скотта состоял в том, что созданный им и художником Руди Гигером монстр получился новым воплощением архетипа воина, все тело которого (включая едкую кровь) подчинено только стремлению побеждать и завоевывать.

Кельвин из «Живого» делает ставку на ум и изворотливость (члены команды постоянно обсуждают интеллект пришельца), и потому странно, что его единственной целью является уничтожение всех остальных форм жизни. С другой стороны, в таком контексте нынешние фантазии об инопланетном вторжении выглядят не попыткой заглянуть в будущее, а метафорой —

в восприятии голливудских авторов, очевидно, любая неизведанная форма жизни враждебна и подлежит уничтожению.

Все эти размышления, впрочем, лежат в области попыток развлечь себя во время просмотра фильма, неукоснительно следующего за жанровыми штампами, многократно — и более талантливо — использованных (помимо Ридли Скотта), допустим, в «Бездне» Джеймса Кэмерона.

Если же вы по каким-то причинам страсть как любите фильмы про прожорливых пришельцев или не видели никого из предшественников, в кино можно идти безо всякого лишнего беспокойства. «Живое» — аккуратно и довольно тщательно сделанная вещь, которой не хватает разве что этой самой жизни.