Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Импровизации в композиции

Пять главных картин с выставки Василия Кандинского «Багатели» в ГМИИ им. Пушкина

Татьяна Сохарева
Выставка «Багатели» Василия Кандинского в Галерее искусства стран Европы и Америки... Владимир Вяткин/РИА «Новости»
Выставка «Багатели» Василия Кандинского в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков в Москве, 19 декабря 2016 года

Пушкинский музей к 150-летию со дня рождения Василия Кандинского подготовил выставку «Багатели» — здесь покажут живопись на стекле и графику 1915–1920 годов, написанную художником, ставшим одним из основоположников абстрактного искусства, открывшим новый художественный язык и объяснившим его в своих теоретических трудах. «Газета.Ru» рассказывает об основных вехах жизни и творчества Кандинского через пять его главных проектов.

«Импровизация 21а» (1911)

Василий Кандинский. Импровизация 21а. 1911 Wikimedia Commons
Василий Кандинский. Импровизация 21а. 1911

В 1896 году 30-летний юрист Василий Кандинский отправился в Мюнхен изучать живопись. Большая часть его ученических работ того периода не сохранилась, но уже в первых дошедших до нас импрессионистических пейзажах цвет играет гораздо большее значение, чем форма.

В 1910–1912 годах он еще использует образы реального мира, которые передает с помощью геометрических фигур, но уже называет свои работы «композициями», «впечатлениями», «импровизациями».

Постепенно отказываясь от конкретных изображений в пользу полуабстрактных композиций, в 1910 году он создает первую серию картин, демонстрирующих принципы абстракционизма. Тогда же Кандинский пишет один из главных своих теоретических трудов «О духовном в искусстве», в котором рассказывает о психологической мощности чистого цвета и связях между живописью и музыкой. «Импровизация 21а» — хрестоматийная работа периода перехода от конкретного к абстрактному искусству. Несмотря на то что картина уже выглядит как абстракция, в ее очертаниях еще мелькают реальные предметы: гора, увенчанная башней, человеческая фигура.

Альманах и объединение «Синий всадник» (1911)

Василий Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник». 1911 Wikimedia Commons
Василий Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник». 1911

В 1911 году Кандинский вместе со своим другом-художником Францем Марком организовал группу «Синий всадник»:

«Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников», — говорил он о названии объединения.

Его членами стали такие художники, как Алексей Явленский, Марианна Веревкина и Пауль Клее. Первая выставка объединения прошла 18 декабря 1911 года в мюнхенской галерее Танхаузер. В мае того же года «Синий всадник» издал альманах — в нем участники сформулировали идею грядущей «эпохи Великой Духовности», которая наконец объединит все виды искусства и культуры. Правда, после выхода альманаха группа успела провести еще лишь одну выставку. Через год у Кандинского состоялась первая персональная выставка в Берлине, которую публика, мягко говоря, не поняла, чем повергла художника в глубокое уныние. Когда началась Первая мировая война, он покинул Германию, и на этом период «Синего всадника» в его биографии закончился.

«Композиция VII» (1913)

Василий Кандинский. Композиция VII. 1913 Wikimedia Commons
Василий Кандинский. Композиция VII. 1913

Седьмая «Композиция» считается вершиной творчества Кандинского довоенного периода и одним из главных его визуальных манифестов. Всего художник написал семь «Композиций», первая из которых была создана в 1911 году, а последняя — в 1939-м.

Несмотря на то что сама «Композиция VII» была написана всего за четыре дня, ей предшествовали около тридцати эскизов, с помощью которых детально был представлен процесс создания работы.

Она представляет собой вихрь цветов и геометрических форм, которые концентрируются вокруг овала, рассеченного прямоугольником. Некоторые искусствоведы видят в ней пересечение нескольких сюжетов — таких как Воскрешение из мертвых, Судный день, Всемирный потоп и Райский сад. Постоянно картина экспонируется в Третьяковской галерее.

«Вибрация» (1925)

Василий Кандинский. Вибрация. 1925 год Wikimedia Commons
Василий Кандинский. Вибрация. 1925 год

В 1922 году Кандинский вместе с женой Ниной приезжает в Веймар — преподавать в новой школе искусств «Баухауз». Через два года, правда, знаменитой школе пришлось переехать из-за нападок ультраконсервативных противников нового искусства (окончательно школу закроют фашисты в 1933 году). В этот период Кандинский пишет свой фундаментальный труд о воздействии геометрических фигур на психику человека — «Точка и линия на плоскости».

В «Вибрации» мы видим именно этот «контакт между острым треугольником и кругом», который художник называет «новым Адамом», тянущимся к Богу, как у Микеланджело.

Это довольно тяжеловесная, но математически выверенная композиция. Фигуры, среди которых доминируют круги, вписаны в сложную структуру. Со временем Кандинский откажется и от этой жесткой рамки.

«Красный узел» (1936)

Василий Кандинский. Красный узел. 1936 Wikimedia Commons
Василий Кандинский. Красный узел. 1936

В 1928 году Кандинский принял немецкое гражданство, но когда в 1933-м к власти пришли нацисты, художник эмигрировал во Францию. С 1933 года он обосновался в Париже и окончательно разорвал отношения с академизмом. Отошел Кандинский и от строгих геометрических форм предыдущего периода, предпочитая теперь «биоморфные абстракции», которые свободно плавают по поверхности холста.

«Красный узел» стал одной из первых работ «нового» Кандинского.

Вскоре он вообще откажется от геометрических фигур, но здесь они еще присутствуют. Его картины по-прежнему были беспредметными, но в них появились новые мягкие линии и формы, напоминающие простейшие организмы.