Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Умер Анджей Вайда

В возрасте 90 лет скончался Анджей Вайда

Отдел культуры 10.10.2016, 02:59
Анджей Вайда, режиссер (6 марта 1926 – 9 октября 2016) labiennale.org
Анджей Вайда, режиссер (6 марта 1926 – 9 октября 2016)

На 91-м году жизни скончался классик польского кино Анджей Вайда.

Анджей Вайда родился в 1926 году на севере Польши и к моменту начала немецкой оккупации успел окончить семь классов школы и потерять отца, расстрелянного в Катыни. Во время оккупации он работал грузчиком и кладовщиком, но принес присягу партизанской Армии Крайовой, соприкосновение с которой в дальнейшем отразилось во многих картинах режиссера. После окончания войны Вайда поступил в краковскую Академию изобразительного искусства, но вскоре решил сменить квалификацию и отправился учиться в Лодзинскую киношколу.

Полнометражным дебютом Вайды стала картина «Поколение» — рассказ о воре Стахе Мазуре, который, встретив любовь, начинает сотрудничать с партизанами. «Поколение» стало не только первой частью трилогии, посвященной жизни оккупированной Польши и деятельности Армии Крайовой, но и фильмом, положившим начало Польской школе кинематографа.

Наконец, эта картина стала первой киноработой Романа Полански, которому Вайда отдал одну из ролей.

Что же касается стиля, то в момент начала творческого пути режиссера сошлось множество исторических фактов. В 1953-м умер Сталин, что повлекло за собой некоторую либерализацию в странах социалистического лагеря. Вся Европа в это же самое время болела итальянским неореализмом с его контрастной черно-белой палитрой и острой актуальностью высказывания. Все это, конечно, не могло не захватить Вайду, а сохранившиеся цензурные ограничения лишь стимулировали его фантазию.

В итоге первая же его картина заложила основы эстетики национальной кинематографии и дала дорогу талантливым коллегам режиссера — Ежи Кавалеровичу, Анджею Мунку и другим мастерам.

Всемирное признание пришло к Вайде уже со следующей картиной «Канал», посвященной Варшавскому восстанию. Фильм принес автору первый каннский спецприз, а завершающий военную трилогию «Пепел и алмаз» фактически зафиксировал режиссера в статусе современного классика. На протяжении более чем полувека после этого Вайда неоднократно подтверждал этот статус. Национальная история всегда занимала в его творчестве ключевое место, но обращался он и к французской революционной истории («Дантон») и заглядывал вглубь собственной творческой кухни («Всё на продажу»). Отдельное место в творчестве режиссера занимают экранизации русской классики — «Сибирская леди Макбет», «Настасья» (по «Идиоту» Достоевского) и вольный пересказ библейских глав «Мастера и Маргариты». В последней картине апостола Матфея сыграл Даниэль Ольбрыхский — один из многих актеров, которых Вайда открыл и сделал звездами. Кроме Ольбрыхского здесь можно назвать Беату Тышкевич, Богуслава Линду, Ежи Штура… Некоторые из них стали звездами и позднесоветского кино.

Несмотря на почтенный возраст, до самого конца жизни Вайда не утратил ни интереса к кинематографу, ни тяги к справедливости.

Несколько лет назад на экраны вышла его «Катынь» — хроника трагедии 1939 года. Фильм вызвал активную реакцию как на родине постановщика, так и в России. «Катынь» была выдвинута на соискание премии «Оскар», но уступила австрийским «Фальшивомонетчикам». Последние два фильма пана Анджея вновь обращены к истории родной страны. Три года назад увидел свет байопик Леха Валенсы «Валенса. Человек из надежды», а последней (вышедшей в этом году) картиной Вайды стали «Послеобразы», посвященные судьбе польского художника-авангардиста Владислава Стржеминского. В конце сентября стало известно, что «Послеобразы» 90-летнего Анджея Вайды выдвинуты от Польши на соискание «Оскара».