Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

«Темный зверь» и другие победители фестиваля «Зеркало»

В Плёсе завершился юбилейный Х Международный кинофестиваль «Зеркало»

Ярослав Забалуев 20.06.2016, 10:45
Председатель жюри конкурса режиссер Йос Стеллинг на закрытии X Международного кинофестиваля имени... Владимир Смирнов/ТАСС
Председатель жюри конкурса режиссер Йос Стеллинг на закрытии X Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало»

В Иваново завершился Х Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». Победителями по версии жюри во главе с режиссером Йосом Стеллингом стали картины про иранских музыкантов, афганских подростков и латвийских коммунистов.

«Темный зверь»
Гран-при

Игровой дебют колумбийца Фелипе Герреро удостоился теплых слов от председателя жюри режиссера Йоса Стеллинга, который заявил, что образы из «Темного зверя» еще надолго останутся в его памяти. Дело вкуса, но на деле картина все же куда больше похожа на «медленный артхаус» нулевых, когда в отсутствие ярко выраженных внешних конфликтов авторы внимательнее всматривались в повседневность, тщательно рассматривали ее под микроскопом. Картина Герреро рассказывает о бедствующих колумбийских женщинах, которые пытаются через джунгли прорваться в более благоустроенную Боготу. Однако вместо эффектной драмы на экране долгие статичные кадры, несколько сбивающие и впечатление от фильма, и его совершенно правильный месседж.

«Радиогрезы»
Приз за режиссуру

Самая, пожалуй, обаятельная работа из конкурса игрового кино — лента проживающего в США иранца Бабака Джалали. Сюжет умещается в один день из жизни иммигрантской иранской радиостанции в Сан-Франциско. От рассвета до заката перед зрителем успевает пройти череда самых разных персонажей — от импозантного диджея до местной королевы красоты. Сердцевина же картины — сбывающаяся мечта иранских музыкантов поджемовать с музыкантами из Metallica. К сожалению, «Радиогрезы» сняты чуть расфокусированно, чтобы стать настоящим хитом, а Джалали немножко боится быть смешным. Однако вне зависимости от дальнейшей прокатной судьбы картины это безусловное событие и повод обратить на режиссера пристальное внимание.

Владимир Смирнов/ТАСС

«Земля просвещенных»
Приз зрительских симпатий и приз за профессиональные достижения

Главный хит «Зеркала» — фильм про шокирующий и удивительный быт современного Афганистана, беспроигрышная для российского фестивального зрителя тема. Авторы картины провели в стране около десяти лет и проделали титаническую работу. Фактически сценарий фильма был написан по мотивам местных легенд, с одной стороны, и реальных повседневных сюжетов — с другой. При этом актеров (в основном подростков) режиссер Пюэ набирал здесь же, из-за чего «Земля просвещенных» производит почти документальное впечатление. От полного погружения в параллельный мир удерживает лишь слегка опасливая (и нормальная для современного европейца) интонация, которая периодически оборачивается дешевым и неприятным эпатажем типа зарезанного на крупном плане барашка.

«Я, Ольга Хепнарова»
Приз молодых кинокритиков «Голос»

Хепнарова — последний человек, казненный в Чехословакии. Картина Томаша Веинреба и Петра Казды, соответственно, основана на реальной истории и вписывается в фестивальный контекст, в котором было немало докудрам. Отличие этого фильма заключается в том, что, внимательнейшим образом прослеживая судьбу своей героини, авторы придумали для ее непростого пути безупречное художественное решение. Строгая черно-белая картинка, аккуратный монтаж входят в резонанс с героиней, которая в кадре чувствует себя будто в клетке. Ну и, наконец, Веинреб и Казда решительно избегают любых однозначных трактовок своей истории. Они не высказываются, а рассказывают — качество в современном социальном кинематографе редчайшее.

«Рассвет»
Специальное упоминание жюри за визуальный концепт

Мрачная фантазия на тему истории советской Латвии, закрученная вокруг сюжета, похожего на историю Павлика Морозова. Однако окружение здесь все-таки важнее маленького предателя Яниса и его отца. Режиссер фильма Лайла Пакалныня и оператор Войцех Старонь не зря поминают Сергея Эйзенштейна и Александра Довженко — больше всего «Рассвет» действительно похож на советскую антиутопию, снятую передовиками авангардного кино начала прошлого века. Разумеется, с яростным и болезненным антикоммунистическим посылом фильма согласятся не все, однако не признать его визуальное совершенство абсолютно невозможно. Штучная работа.