Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

«Любителям Булгакова этот адрес был известен давно»

Директор Музея Булгакова Петр Мансилья-Круз — о выставке в квартире писателя на Большой Пироговской

Алексей Юрьев 13.05.2016, 17:13
Архив Музея Булгакова

Директор Музея Булгакова Петр Мансилья-Круз рассказал «Газете.Ru» о выставке «Рукописи не горят», которая откроется в доме, где жил писатель, о новом пространстве музея и его экспонатах, о посетителях «нехорошей квартиры» и о звонке Сталина Булгакову.

14 мая в Москве по адресу: Большая Пироговская улица, д. 35а, строение 1, — откроется для посетителей вторая в столице музей-квартира писателя Михаила Булгакова. Вниманию публики будет предложена выставка «Рукописи не горят», где покажут рукопись первой редакции самого известного романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Экспонаты для выставки в новом музее предоставил отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Накануне событий, приуроченных к 125-летию писателя, «Газета.Ru» встретилась с директором Музея Булгакова Петром Мансилья-Крузом.

— Какова история этой квартиры? Как музею удалось ее получить?

— В этой квартире на Большой Пироговской улице Булгаков поселился в 1927 году со своей второй женой Любовью Евгеньевной Белозерской. Прожил он там до 1934 года, то есть до отъезда в писательскую надстройку в Нащокинском переулке. Получил ее музей, конечно, с трудом. Но все же нам повезло: эти помещения на первом этаже, которые когда-то были квартирой Булгакова, принадлежали городу. В последние десятилетия там размещались муниципальные службы: ЖЭК и тому подобные конторы.

Михаил Булгаков Архив Музея Булгакова
Михаил Булгаков

— А когда этот адрес приобрел, так сказать, широкую известность?

— Любителям Булгакова этот адрес был известен давно, хотя бы по мемуарам Белозерской, которые были впервые опубликованы в 1979 году в американском издательстве «Ардис». Но и раньше, уже в конце 60-х, после публикации в СССР романа «Мастер и Маргарита», когда начал формироваться своеобразный культ писателя, энтузиасты стали разыскивать разнообразные адреса, связанные с его именем. Прежде всего местом паломничества стала так называемая нехорошая квартира на Большой Садовой, где сейчас и располагается Музей Булгакова. Но и дом на Пироговке тоже привлекал внимание. Тем более что Любовь Евгеньевна Белозерская продолжала жить по соседству — собственно, в том же доме, но в более новом «строении 2». И прожила она там до своей кончины в 1987 году. К ней приходили поклонники писателя, специалисты по его творчеству, работники архивов и т.д. Она показывала окна их с Булгаковым квартиры, рассказывала разные истории. Так что этот адрес был хорошо известен заинтересованным читателям Булгакова.

— Но ведь Булгаков много где жил. Не имеете ли вы желание присоединить к музею все его московские квартиры?

— Нет, не имеем, хотя, наверное, это было бы неплохо. Но этот адрес — один из важнейших в биографии Булгакова. На Пироговке он написал «Кабалу святош», пьесу «Бег», закончил первую редакцию «Мастера и Маргариты». Именно в эту квартиру 18 апреля 1930 года Булгакову звонил Сталин после того, как писатель отправил свое знаменитое теперь «Письмо Советскому правительству», в котором жаловался на неистовство цензуры и погромной критики. Здесь закончился один период его жизни и начался другой, последний, связанный с Еленой Шиловской.

Дом на Большои Пироговскои Архив Музея Булгакова
Дом на Большои Пироговскои

— А как вы думаете, в современных условиях на два мемориальных музея Булгакова хватит посетителей?

— Несомненно. И здесь совершенно неважно, что я думаю. Есть точная статистика. Музей на Большой Садовой посещает более 100 тыс. человек в год. Это самый посещаемый московский музей относительно занимаемой площади. Эти данные были одним из ключевых аргументов в пользу расширения музейных площадей.

— Из чего будет состоять экспозиция? Много ли осталось мемориальных вещей?

— Мемориальных вещей, конечно, мало, но все же некоторые сохранились. Среди них есть очень выразительные. Например, чемодан Белозерской, с которым она объехала несколько стран, а потом вернулась из эмиграции в Россию. Поскольку известно, что Любовь Евгеньевна стала прототипом главной героини пьесы «Бег» Серафимы Корзухиной, такой артефакт представляет для экспозиции большую ценность. Существует также подробная съемка квартиры, кабинета писателя, других комнат. Сохранились стеклянные негативы, в свое время оставленные Белозерской булгаковеду Александру Курушину. Он очень приветствовал создание музея на Пироговской и совершенно бескорыстно передал нам эти негативы. Надеюсь, со временем фонды будут пополняться мемориальными вещами. Мы знаем, что сохранились стулья из квартиры Булгакова, его книжные полки и другие вещи, но пока все это не принадлежит музею.

Кабинет на Большои Пироговскои Архив Музея Булгакова
Кабинет на Большои Пироговскои

— А у вас есть финансовая возможность пополнять фонды?

— Скромная, но есть. Вот недавно нам удалось приобрести сборник «Дьяволиада» с автографом Булгакова одному довольно загадочному персонажу. Сейчас научные сотрудники пытаются восстановить историю этой дарственной надписи.

— Вы пришли в музей три года назад, не имея никакого опыта работы в этой области. Многие ждали революционных перемен. Они произошли?

— Не мне судить. Могу только сказать, что в музее продолжают работать многие сотрудники, которые начинали это дело в 2007 году, в том числе и бывший директор Инна Омаровна Мишина. Но пришла и целая команда молодых людей, увлеченных и творчеством Булгакова, и музейной работой. Меня радует, когда я вижу у нас в штате пять молодых кандидатов наук. Мы за эти три года сделали, например, приложение «Москва Булгакова» с картами, большим количеством текстов и изображений. Другой наш проект — история дома на Большой Садовой, с которой связаны многие яркие личности и события. Еще у нас есть книгоиздательская программа, еще мы проводим научные конференции. Наконец, мы делаем много выставок. По-моему, людям есть зачем приходить в наш музей.

— Возвращаясь на Пироговку, как будут дальше развиваться события?

— Выставка, которая откроется 14 мая, продлится два дня. Потом квартира будет закрыта на капитальный ремонт. Пока этот ремонт длится, мы будем работать над концепцией экспозиции и ее дизайном. Думаю, что все вместе займет полтора-два года. И тогда квартира превратится в музей.