«Молодость»
реж. Паоло Соррентино
После амбициозной и принесшей «Оскара» «Великой красоты» главный, пожалуй, ныне живущий итальянский режиссер Паоло Соррентино решил отдохнуть. Для этого он отправился в Швейцарию в компании Майкла Кейна, Харви Кейтеля, Пола Дано и еще нескольких достойных артистов. Итогом поездки стал самый, пожалуй, совершенный фильм Соррентино на данный момент. История о природе гения, возрасте и других простых вроде бы вещах рассказана с иронией, которую, как выяснилось, умеют считывать далеко не все зрители. Когда картина выходила в прокат, «Газета.Ru» писала, что это один из лучших фильмов года. Теперь можем с уверенностью сказать «лучший».
«Страна ОЗ»
реж. Василий Сигарев
Прошедший год оказался неожиданно удачным для российского кино. Лучшим образцом стала, пожалуй, новогодняя комедия Василия Сигарева о путешествии по опасному, но по-настоящему волшебному пространству Екатеринбурга перед и после 1 января. Основана на реальных событиях.
«Из машины»
реж. Алекс Гарленд
Так и не вышедший, к сожалению, в российский прокат режиссерский дебют писателя и сценариста Алекса Гарленда («Пляж», «Судья Дредд»). Сюжет об отношениях современного Пигмалиона (Оскар Айзек) с его творением (Алисия Викандер) разыгран на стыке эротического триллера и старомодной фантастики в духе Айзека Азимова. Картина сделана с невероятным вниманием к деталям и оставляет ощущение того, что будущее (по версии Гарленда) нас ждет если и не радужное, то уж точно интересное.
«Бердмен»
реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту
Лучший фильм прошлого года, по версии Американской киноакадемии, в российский прокат вышел лишь в начале года нынешнего — чем и обеспечил себе место в нашем чарте. Алехандро Гонсалес Иньярриту, сняв этот иронический фильм о сути актерской профессии, одним махом избавился от тяжелого наследия «Вавилона» и «Суки-любви», а заодно вернул в первую голливудскую лигу блистательного Майкла Китона.
«Кибер»
реж. Майкл Манн
Триллер про то, что между хакером и компьютерным вирусом много общего, был традиционно для поздних фильмов Майкла Манна обруган в прессе — и совершенно напрасно. У Манна есть очень свое представление о кинематографе как виде искусства, а своим героем он по-прежнему видит, грубо говоря, не стрелка или жертву, а рассекающую воздух пулю. При этом все самое важно о жизни, любви и всяком таком он по-прежнему умеет сказать двумя-тремя кадрами, от которых основательно сбивается дыхание.
«Снайпер»
реж. Клинт Иствуд
Самый кассовый фильм в режиссерской карьере Клинта Иствуда оказался еще и самым скандальным. Пока кряжистые техасцы несли деньги в кинотеатры, прогрессивная американская общественность клеймила Иствуда фашистом за сочувствие легендарному снайперу Крису Кейлу. В итоге Клинт заявил, что вообще-то снял свой самый антивоенный фильм, — и резкий и твердый стариковский голос справедливо заставил многих задуматься.
«Форсаж-7»
реж. Джеймс Ван
Последний фильм Пола Уокера оказался лучшим во всей франшизе и одним из самых увлекательных за год вообще. Вопреки ожиданиям злопыхателей, это лихое, быстрое, очень смешное, а главное — неподдельно романтичное кино.
«Головоломка»
реж. Пит Доктер
Самый необычный мультфильм-блокбастер года, помещающий зрителя в голову взрослеющей героини и делающий героями ее базовые эмоции. Несмотря на понятную схематичность, работа, проделанная автором фильма Питом Доктером, поражает и доказывает, что предметом мультипликации по-прежнему может быть все что угодно.
«Супер Майк XXL»
реж. Грегори Джейкобс
Фильм-праздник года. Продолжение истории о стриптизере в исполнении Ченинга Татума избавилось от лишних рефлексий и обернулось чистым удовольствием. Жалко, что в проект все-таки не вернулся Мэттью Макконахи, но то, что делают здесь Татум, Мэтт Бомер и их компаньоны, и так достаточно умопомрачительно. Тот самый случай, когда финальный салют совершенно оправдан.
«Левша»
реж. Антуан Фукуа
Показательно клишированный сценарий Курта Саттера («Сыны анархии») решен Антуаном Фукуа («Тренировочный день») в жанре адреналиновой рэп-оперы — с саундтреком от Эминема, бешеным монтажом и сногсшибательным финальным боем Джейка Джилленхола. Недавно отметивший юбилей актер, очевидно, работает на «Оскар», но делает это вдохновенно, с дико заразительным драйвом.
«Такси»
реж. Джафар Панахи
Новый фильм иранца Джафара Панахи — образец режиссерской свободы и смелости. Осужденный на содержание под домашним арестом, Панахи неизвестным образом умудрился выбраться из дома, чтобы при помощи двух видеорегистраторов и мобильника снять фильм о том, как он устраивается работать таксистом. Получается одна из лучших и самых точных комедий года, в которой, как и полагается настоящему кино, сложно отделить постановочную часть от документальной.
«Наваждение»
реж. Алекс Гибни
Смешной и страшный документальный фильм Алекса Гибни рассказывает о становлении и деятельности Церкви сайентологии, привлекая к ответу не только ее сотрудников, но и известных последователей — от режиссера Пола Хаггиса до Тома Круза. Получается бойко рассказанная история о том, как люди во что бы то ни стало не хотят думать своей головой.
«14+»
реж. Андрей Зайцев
Невероятно точная в деталях история первой любви в одном из московских спальных районов. Фильм Андрея Зайцева имеет все шансы стать для поклонения нынешних подростков примерно тем же, чем был «Вам и не снилось» для «тех, кто вырос в 90-е». Впрочем, куда важнее здесь кажется то, как легко «14+» сумел перекинуть мостик между поколением детей и их молодых отцов и матерей.
«Брат Дэян»
реж. Бакур Бакурадзе
Почти невыносимый шедевр Бакура Бакурадзе («Шультес») вроде бы повествует о скрывающемся от властей сербском генерале, прототипом которого стал Ратко Младич. «Вроде бы» — потому что режиссер постоянно ломает и режет пространство истории, ломая драматургию и ставя знак равенства между человеческой и художественной свободой.
«Шпионский мост»
реж. Стивен Спилберг
Фильм про легендарный обмен шпионами — Рудольфа Ивановича Абеля на Фрэнсиса Гэри Пауэрса — ожидали с некоторой опаской в связи с идущей параллельно прокату новой «холодной войной». Однако Стивен Спилберг, будто саккумулировав опыт своих последних (не очень удачных) фильмов, выдал первый за долгие годы шедевр. Безупречно выдержанный, по-спилберговски сентиментальный и с блистательными диалогами братьев Коэн.