Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Happy Birthday для всех

Песня «Happy Birthday to You» перешла в публичный доступ

Игорь Карев 23.09.2015, 14:00
Shutterstock

Песня «Happy Birthday to You» перешла в публичный доступ, а компания Warner долгие годы собирала деньги за ее использование незаконно — такое решение принял федеральный суд в США. Судья решил, что песня никогда не была защищена авторским правом.

Федеральный суд штата Калифорния признал песню «Happy Birthday to You» всенародным достоянием. По мнению судьи Джорджа Х. Кинга, ни одна из компаний не имела права на эту композицию и не могла собирать авторские отчисления за ее коммерческое использование — в том числе и Warner Music, которая считалась ее владельцем последние 27 лет.

Иск против авторского права на «Happy Birthday» еще в июне 2013 года подала кинокомпания Good Morning to You Productions, которая снимала документальный фильм об этой композиции. За то, чтобы использовать ее в картине, режиссер Дженнифер Нельсон заплатила $1,5 тыс. Позже к иску присоединились и другие кинематографисты, заплатившие Warner за использование песни. Адвокат истцов назвал решение суда «невероятным».

«Happy Birthday» наконец-то свободна», — сказал он после заседания.

Он сравнил трехлетний суд с битвой Давида и Голиафа, пишет Los Angeles Times, независимые киношники выступили против огромной корпорации, получающей доход от песен, авторы которых давно умерли.

Объектом авторского права песня стала в 1935 году; заявку тогда подала компания Summy Company, которая впервые опубликовала ее. Для управления правами на «Happy Birthday» была создана специальная фирма, которую в 1988 году за $25 млн выкупило одно из подразделений Warner Music — компания Warner/Chappell.

Продажа прав на композицию, по оценкам, приносила около $2 млн в год.

Разбиравший дело судья заявил, что в 1935-м авторским правом была защищена только аранжировка композиции для фортепиано, но не сама музыка.

«Авторы передали Summy только права на мелодию и на аранжировку, но никогда не передавали ей права на текст», — сказал он.

Представитель Warner/Chappell не стал комментировать решение суда, но пообещал, что в компании внимательно изучат его полный вариант — и уже после этого будут принимать какие-либо решения.

В своем иске кинематографисты опирались на исследования американского ученого, профессора Роберта Брауниса (Robert Brauneis), который несколько лет назад выпустил книгу «Copyright and the World's Most Popular Song» («Копирайт и популярные песни мира»). Он изучил историю «Happy Birthday», которую традиционно приписывают сестрам Патти (1868–1946) и Милдред (1859–1916) Хилл — они работали учителями, придумали простую, запоминающуюся мелодию для приветствия новых учеников, а в 1893-м опубликовали ее в сборнике «Песни для детского сада» под названием «Good Morning to All».

В виде поздравления с днем рождения песня вышла только в 1912-м. Браунис выяснил: мелодия песни не является чем-то оригинальным и имеет прототипы среди композиций второй половины XIX века. Кроме того, уже в ходе суда выяснилось, что компания Summy выдала специальное разрешение на публикацию обеих версий песни (и «Good Morning», и «Happy Birthday») для «The Everyday Song Book» («Песенник на каждый день»), который вышел в 1927 году, — и это разрешение автоматически переводило объект авторского права в публичный доступ.

Перевод в публичный доступ не означает отмену авторства (оно по-прежнему принадлежит сестрам Хилл) — но платить за использование композиции теперь не придется.

В Европе подобное разбирательство исключено: авторское право на песни действует в течение 70 лет после смерти автора и потому завершается в 2016 году, если, конечно, не будут приняты какие-либо изменения в законах.

Это не первый казусный случай с авторскими правами в США. В середине 80-х из-за аркадной видеоигры «Donkey Kong» судились Universal Studios и Nintendo — но выяснилось, что никаких прав на Кинг Конга у кинематографистов нет. Например, в 2010-м компания IMF в иске против изготовителей порноремейков пыталась доказать свои права на фильм Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Дело закончилось ничем: права оказались у Paramount Pictures, а в середине 90-х шедевр итальянского режиссера был переведен в публичный доступ.

В России одним из самых громких дел об авторских правах на произведения умерших создателей стало судебное разбирательство в начале 2010-х между издательствами «Терра» и «Астрель» (входит в группу АСТ). Речь шла о книгах фантаста Александра Беляева, которые должны были перейти в публичный доступ в 1993 году, после 50-летнего срока охраны прав. Но писатель умер от голода в 1942 году, во время войны, что могло служить основанием для продления действия прав — и стороны пытались понять, можно ли эту норму применять в данном случае.

Иск запомнился непомерной суммой, которую представители «Терры» требовали у «Астрели», — 7,567 млрд руб., что превышало стоимость всех активов ответчика.

Для расчетов истцы использовали коллекционное дорогое издание — и умножили его стоимость (более 100 тыс. руб.) на массовый тираж (30 тыс. экземпляров) небольших книг «Астрели». Впрочем, в ходе разбирательств сумма уменьшилась многократно и итоговая компенсация оказалась не такой внушительной.