«Кто я» и другие фильмы о взломе

5 фильмов о компьютерных взломах

По случаю выхода в прокат киберпанк-триллера «Кто я» «Газета.Ru» вспомнила несколько хороших фильмов о взломе — компьютера, системы и окружающей реальности в принципе.

Вышедший на этой неделе в прокат немецкий триллер «Кто я» с первых кадров позиционирует себя крайне амбициозно, если не сказать нахально. Главный герой по имени Бенджамин — фанат комиксов и по совместительству хакер, по ходу дела сколачивающий банду в духе наводящих страх на весь мир «анонимусов» в масках Гая Фокса. Герои фильма пользуются клоунской личиной и работают помельче, а авторы фильма явно метили сразу по нескольким мишеням: попасть в актуальную повестку дня, а главное — снять сразу новую «Матрицу» и новый же «Бойцовский клуб». Поклонение перед картинами братьев Вачовски и Дэвида Финчера читается с первых же кадров (а в комнате у героя даже висит плакат «Бойцовского клуба»), но фильм похож скорее на уцененный фанфик по мотивам этих шедевров, чем на самостоятельное произведение. Поскольку темы тотальной слежки, а также сетевого (и прочего) взлома сегодня и правда являются одними из самых острых, «Газета.Ru» предлагает своим читателям вспомнить (а может быть, и впервые открыть для себя) несколько хороших фильмов на эту тему.

«Нирвана» (1997)
реж.: Габриэле Сальваторес



Кадр из фильма «Нирвана». Источник: Colorado Film Production

Кадр из фильма «Нирвана». Источник: Colorado Film Production

Вышедший за пару лет до «Матрицы» фильм выглядит абсолютной аномалией в фильмографии итальянца Сальватореса, большую часть жизни снимавшего сугубо реалистические социальные драмы. «Нирвана» же, украшенная блестящей игрой Кристофера Ламберта, подарила киберпанку единственную в своем роде остросюжетную сказку о том, как гениальный программист вынужден стать хакером, чтобы стереть вдруг обретшего разум персонажа собственноручно разработанной игры. Поскольку действие происходит внутри сверхреалистичного квеста (предсказавшего, кстати, появление позднейших игр вроде «Last Of Us»), граница между виртуальной и «реальной» реальностями практически стирается, рождая у зрителя приятную дезориентацию. Картина до сих пор совершенно заслуженно сохраняет культовый статус и в отличие от многих киберпанк-триллеров практически не устарела даже визуально. А сновидческий финал, разворачивающийся под Рождество, до сих пор вызывает желание тут же включить фильм сначала.

«Враг государства» (1998)
реж.: Тони Скотт



Кадр из фильма «Враг государства». Источник: Touchstone Pictures

Кадр из фильма «Враг государства». Источник: Touchstone Pictures

Один из первых реалистичных триллеров, посвященных информационной войне нового времени. Адвокат в исполнении Уилла Смита берется за опасное дело и моментально впадает в немилость у сильных мира сего, которые при помощи новейших технологий слежения начинают охоту на него, а заодно и объявляют вне закона. «Враг государства» стал одной из первых работ последнего этапа карьеры Тони Скотта, на котором он из крепкого жанрового режиссера («Последний бойскаут», «Настоящая любовь») превратился во вдохновенного визионера, разогнавшегося в итоге до психоделического боевика «Домино». В 1998-м режиссер лишь примерялся к новым постановочным техникам, но неожиданно сделал абсолютно реалистический киберпанк-триллер, не теряющий актуальности и сегодня, спустя почти 20 лет.

«Кодер» (2002)
реж.: Винченцо Натали



Кадр из фильма «Кодер». Источник: Miramax Films

Кадр из фильма «Кодер». Источник: Miramax Films

Совершенно незаслуженно прошедший почти незамеченным (особенно в России) фильм автора культовых «Куба» и «Химеры», в котором Натали предлагает неожиданный и остроумный взгляд на фильм про хакеров. Вместо того чтобы подражать «Матрице» или рисовать виртуальный мир, режиссер снял практически хичкоковский по духу триллер, герои которого практически не взаимодействуют с компьютерами, находясь при этом в пространстве, граничащем с виртуальной реальностью. Герой фильма с тоски устраивается в компанию, занимающуюся промышленным шпионажем, запуская цепочку невероятных событий, включающих зомбирование, многократную смену имени (и замену личности), происходящие в душном футуристическом антураже. Удивительным образом полтора часа сюжетной эквилибристики совершенно не утомляют и даже наоборот — располагают к пересматриванию с целью поиска новых и новых деталей виртуозной аферы.

«Сигнал» (2014)
реж.: Уильям Юбэнк



Кадр из фильма «Сигнал». Источник: Low Spark Films

Кадр из фильма «Сигнал». Источник: Low Spark Films

Независимый хит прошлого года, сделанный без единой звезды за $4 млн (копейки по голливудским меркам), фантастический фильм с амбициями чуть ли не уровня «Интерстеллара». Режиссер Уильям Юбэнк пока делает массу ученических ошибок на уровне, скажем, невнятного монтажа, но попадает в цель в главном — во внятной и лихой идее. Сюжет стартует с того, что троица неразлучных друзей-студентов (два программиста-хакера и девушка одного из них) решают проучить анонимного хакера, подставившего их перед университетским руководством. Пересказ происходящего дальше — один большой спойлер, но скажем, что речь пойдет о том, как далеко (буквально) могут завести способности к компьютерному взлому.