Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

5 выставок лета

Что смотреть в музеях мира

Татьяна Сохарева 22.07.2015, 16:21
Георг Базелиц, «Зима» Русский музей
Георг Базелиц, «Зима»

Бельгийские «варвары» в Риме, рисунки Георга Базелица в Санкт-Петербурге и Йоко Оно в Нью-Йорке: «Газета.Ru» рассказывает о пяти мировых выставках, которые стоит посмотреть на каникулах.

«Бельгийцы. Варвары и поэты»
Музей современного искусства MACRO, Рим
до 13 сентября

museomacro.org

Муниципальный римский музей современного искусства, устроенный в здании старой пивоварни, показывает бельгийских «варваров» — художников, каждый из которых в свое время прослыл радикалом, свободным от условностей и классификаций. Куратор Антонио Нардоне попытался проследить, как эксперименты Рене Магритта привели к появлению Яна Фабра — художника и театрального режиссера-провокатора, который писал картины кровью и спермой, взрывал бомбы в театре, а однажды обклеил потолок одного из залов королевского дворца панцирями таиландских жуков по заказу бельгийской королевы. Нельзя сказать, что выставка сложилась во внятный рассказ о тенденциях и преемственности, но на каталог эффектных во всех отношениях работ, выполненных в разных жанрах и техниках, потянет. Всего здесь представлено 30 авторов в диапазоне от Джеймса Энсора и Фелисьена Ропса до Вима Дельвуа. В Брюссель выставка переедет 2 октября.

«Георг Базелиц. Как это начиналось…»
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
до 4 октября

Русский музей

Геогр Базелиц — один из главных и самых дорогих ныне живущих художников, который вместе с Ансельмом Кифером, А.Р. Пенком и другими «новыми дикими» в 1960-е взялся реабилитировать фигуративную живопись, отвергнутую и попранную концептуалистами. Для этого он буквально перевернул экспрессионизм вверх тормашками, изображая фигуры, перевернутые на бок или стоящие на голове, — для расфокусировки зрительского взгляда. В Мраморном дворце Русского музея показывают его акварели, гуаши и рисунки тушью последних двадцати лет, привезенные из венской Альбертины. Основной корпус выставки составили произведения из серии «Русские картины», которые представляют собой карикатурный вариант соцреализма. Такие советские иконы, как «Дочь советской Киргизии» или «Ленин в Смольном», здесь переписаны в бодро-экспрессивной манере и, разумеется, опрокинуты с ног на голову. Вторым крупным циклом, представленным на выставке, стал «Ремикс» — рефлексивная серия, в которой Базелиц переписывает и переосмысливает свои знаменитые ранние работы.

Бэкон, Уорхол, Рихтер
Альбертина, Вена
до 23 августа

albertina.at

Выставка в венской Альбертине представляет собой довольно подробный гид по послевоенному искусству, который соединил Энди Уорхола, наладившего массовое производство произведений, с Герхардом Рихтером. Последний сбежал в 1961 году из Восточной Германии в Западную, чтобы вместе с Зигмаром Польке и Конрадом Фишер-Лойгом создать «капиталистический реализм» — издевательский гибрид поп-арта и соцреализма. Работы Фрэнсиса Бэкона и Марии Лассниг служат здесь иллюстрацией параллельных тенденций второй половины века. Помимо вынесенных в заглавие Бэкона, Рихтера и Уорхола на выставке показывают таких звезд, как Ганс Гофман, Рой Лихтенштейн и Алекс Кац.

Соня Делоне
Tate Modern, Лондон
до 9 августа

tate.org.uk

В Tate Modern проходит ретроспектива Сони Делоне — первой женщины, удостоившейся персональной выставки в Лувре (1964). Ее фирменные радужные геометрические наслоения были облегченным вариантом футуризма, который быстро расползся по глянцевым журналам (впервые Делоне попала на обложку Vogue в 1925 году), модным тканям и капотам автомобилей. Соня Делоне, урожденная Сара Штерн, родилась в Одессе и какое-то время провела с дядюшкой в Петербурге. Перебравшись в Париж, вместе с мужем, абстракционистом Робером Делоне, она разрабатывала основы симультанизма — художественного языка, основанного на пульсации и «музыке» цвета.

В 1917 году Делоне познакомились с Сергеем Дягилевым, и они оформили для него две постановки в Мадриде — «Клеопатру» и «Аиду»: Соня создавала эскизы костюмов и декорации. Параллельно она стала одним из немногих авторов, ответивших на возникший после Первой мировой запрос на украшательство и избыточность. Она создавала модели одежды, обуви и автомобилей, театральные костюмы, рисунки к игральным картам и коврам. На выставке в Лондоне ее картины дополнены «оптическими платьями» и прочим текстилем.

Йоко Оно: шоу одной женщины, 1960–1971
МоМА, Нью-Йорк
до 7 сентября

moma.org

Последняя выставка-перформанс Йоко Оно в МоМА прошла в 1971 году: тогда художница выпустила в залах музея стаю мух и призвала посетителей поймать их. С тех пор персональных проектов в нью-йоркском музее современного искусства у нее не было. «Шоу одной женщины» должно компенсировать этот недостаток. На выставке покажут работы Оно, созданные за 11 лет до неофициального дебюта в МоМА. Экспонатами станут работы художницы, созданные для неофициального дебюта в МоМА в 1971 году: инсталляции, рисунки и видео. Среди них работа «PaintingtoBeSteppedOn» — расстеленный на полу холст, документация перформанса «BagPiece», во время которого зрители отрезали по кусочку от одежды художницы, и легендарное зеленое яблоко, установленное на пьедестале из оргстекла. Всего 125 экспонатов.