Пенсионный советник

Караваджо везут на Пречистенку

В 2015 году ГМИИ имени Пушкина покажет работы Караваджо, Рембрандта и Гутова

Татьяна Сохарева 24.06.2015, 18:48
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год Public domain
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год

Совместная выставка Дмитрия Гутова и Рембрандта, первая в России ретроспектива Ильи Зданевича, Караваджо из фонда Лонги и «Книга трав» Дмитрия Плавинского: в ГМИИ им. Пушкина объявили планы на вторую половину 2015 года. «Газета.Ru» рассказывает о пяти главных выставках, которые приготовил музей.

«Рембрандт. Другой ракурс»
8 сентября — 11 октября 2015

Дмитрий Гутов из серии «Рисунки Рембрандта». Источник: gutov.ru
Дмитрий Гутов из серии «Рисунки Рембрандта». Источник: gutov.ru

В сентябре Пушкинский музей перемешает классическое искусство с современным, выставив рисунки Рембрандта вместе с повторяющими их конструкциями Дмитрия Гутова. Гутов, активно пестующий свой образ интеллектуала-марксиста, мастерит из обрезков железа и прочего подзаборного сора внушительные полуабстрактные объекты, которые при взгляде с определенной точки превращаются в трехмерные картины. Он уже переводил в металл иконы и эротические сценки на античные сюжеты, китайскую каллиграфию и автограф Маркса. Преимущественно небольшие рисунки Рембрандта Гутов многократно увеличивает и деконструирует до тех пор, пока из переплетения железок не родится новое изображение. Рядом с его объектами музей покажет хрестоматийные работы великого голландца. Выставка откроется 8 сентября — почти одновременно с 6-й Московской биеннале современного искусства, которая пройдет с 3 сентября по 18 октября под кураторством директора Музея современного искусства Антверпена Барта де Бара.

«Караваджо и последователи»
15 сентября 2015 — 10 января 2016

Юноша с корзиной фруктов, Микеланджело Караваджо. Источник: Wikimedia Commons
Юноша с корзиной фруктов, Микеланджело Караваджо. Источник: Wikimedia Commons

Выставка «Караваджо и последователи», которая откроется 15 сентября, продолжит и дополнит экспозицию 2011 года. Тогда музей показывал одиннадцать картин Микеланджело Меризи, получившего прозвище Караваджо, а на этот раз выставка обещает быть менее аскетичной. В Москву привезут около тридцати работ из собрания флорентийского фонда Лонги, и еще двадцать полотен предоставит сам ГМИИ. Караваджо, которого принято считать первым европейским реалистом, прославили знаменитые светотени, подсвечивающие и вырывающие изображение из мрака, а также трагическое ощущение крушения мира, целиком и полностью объясняемого парочкой религиозных постулатов. Помимо работ самого Караваджо на выставке можно будет увидеть картины его последователей, которые веками тиражировали изобретения ломбардца в европейской живописи.

«Новые поступления графики. 2009–2014»
18 сентября — 29 ноября 2015

Катагава Утамаро. Источник: Public Domain
Катагава Утамаро. Источник: Public Domain

Выставка даров для ГМИИ им. А.С. Пушкина уже стала традиционным способом отчета перед зрителем. Графика сама по себе довольна прихотлива: ее нельзя держать на свету больше трех месяцев, в некомфортном климате она может пересыхать или плесневеть. Поэтому выставку последних приобретений за последние пять лет можно назвать громким событием. В 2014 году музей уже показывал живопись и графику Эдуарда Штейнберга, работы Евгения Кропивницкого, Оскара Рабина, Владимира Немухина из подаренной коллекции неофициальных художников Всеволода Некрасова и собрание русского искусства рубежа XIX и XX веков ученых-психологов Виктора и Клары Лебединских. На этот раз обещают выставить графику Андре Дерена, классическую японскую гравюру Катагавы Утамары, а также работы Дмитрия Лиона и Олега Кудряшова.

«Пантеизм Плавинского»
27 октября 2015 — 10 января 2016

Дмитрий Плавинский. Иерусалим в лунном свете. 2001. Источник: svoykrug.com
Дмитрий Плавинский. Иерусалим в лунном свете. 2001. Источник: svoykrug.com

Шестидесятник Дмитрий Плавинский (1937–2012) писал довольно эстетские, уходящие корнями к Дюреру, картины-конструкторы. Они вмещали в себя встроенные в орнамент древние письмена, визуальные цитаты, ноты — обломки мировой культуры и руины отживших цивилизаций. Плавинский был одним из главных художников-нонконформистов, практиковавшим метафизическую живопись, прекрасным графиком, другом Анатолия Зверева и Бориса Свешникова. Его «неофициальность» в большей степени обусловлена неприятием официоза, чем откровенной антисоветчиной, которую вряд ли удастся обнаружить на его полотнах. Свой метод художник называл «структурным символизмом», в котором прошлое, настоящее и будущее сплавлялись в множестве символов. Основой выставки в Пушкинском музее станет его «Книга трав» — ранняя серия графических отпечатков растений, после которой художник сделал выбор в пользу предметной живописи.

«Многоликий Илья Зданевич»
15 декабря 2015 — 15 февраля 2016

Илья Зданевич. асЁл напракАт. Драма. Сборник «Софии Георгиевне Мельниковой. Фантастический кабачок». Тифлис: 41°, 1919. Источник: art1.ru
Илья Зданевич. асЁл напракАт. Драма. Сборник «Софии Георгиевне Мельниковой. Фантастический кабачок». Тифлис: 41°, 1919. Источник: art1.ru

Зимой в ГМИИ откроется первая в России ретроспектива Ильи (Ильязда) Зданевича (1894–1975) — поэта-заумника и теоретика русского авангарда, который дружил с Пабло Пикассо, Максом Эрнстом и Жоаном Миро, переписывался с Маринетти, а также вместе с братом Кириллом открыл для широкой публики грузинского художника Нико Пиросмани. С работами Пиросмани он познакомился в 1912 году, приехав в Тифлис на каникулы к родителям, там же организовал — с поэтами Алексеем Крученых и Игорем Терентьевым — футуристический университет «41 градус». А заодно сочинил концепцию «всечества» — теоретическую карикатуру, гласящую, что ее авторы все стили признают годными для творчества. После установления власти большевиков Зданевич бежал сначала в Константинополь, а потом в Париж, где экспериментировал с оформлением книг и работал на фабрике Коко Шанель (она даже стала крестной его дочери). На выставке в Пушкинском музее покажут двадцать книжных изданий в оформлении Зданевича и еще две сотни его графических работ.