Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

«Мы не понимаем, как работают эмоции»

Режиссер Пит Доктер рассказал «Газете.Ru» о мультфильме Pixar «Головоломка» и о человеческих эмоциях

Ярослав Забалуев 18.06.2015, 09:57
__is_photorep_included6845465: 1

В преддверии выхода в прокат мультфильма «Головоломка» режиссер Пит Доктер рассказал «Газете.Ru» о научной основе картины и о том, зачем человеку нужна печаль.

18 июня в прокат выходит новый мультфильм студии Pixar «Головоломка», главными героями которого стали эмоции 11-летней девочки Райли. Основное действие фильма разворачивается в голове стремительно взрослеющей героини: Радость, Гнев, Страх и Отвращение пытаются разобраться в том, как в их компанию затесалась вечно унылая Печаль, которая превращает радужные воспоминания в грустные. Перед российской премьерой фильма, первый показ которого состоялся на Каннском кинофестивале, «Газета.Ru» встретилась с режиссером мультфильма Питом Доктером.

— Я знаю, что вы придумали «Головоломку», наблюдая за взрослением своей дочери. Она уже видела фильм? Он ей понравился?

— Да, она, конечно, уже видела фильм. Правда, когда я начинал работу над картиной, ей было 11, а сейчас уже 16 — у нее другие интересы. Она просто сказала: «О, классный фильм, пап». Забавно, что она себя там даже не узнала. Может быть, это произойдет со временем — обычно люди решают как-то отрефлексировать свою жизнь в более взрослом возрасте.

Пит Доктер Matt Sayles/AP
Пит Доктер

— Почему на фильм ушло столько времени?

— Первоначально мы придумали, что эмоции должны стать героями. И вот здесь сразу возникла загвоздка: сколько их должно быть? Какие они? Мы пользуемся эмоциями каждый день, но знаем о них до обидного мало. У ученых, надо сказать, нет единого мнения по этому вопросу. Они расходятся в количестве, названиях, некоторые вообще считают эмоции выдумкой… В результате мы решили опереться на работы психолога Пола Экмана (профессор Калифорнийского университета, консультант сериала «Обмани меня». — «Газета.Ru»). Он считает, что есть шесть базовых эмоций: радость, печаль, страх, гнев, отвращение и изумление. Но я подумал и решил, что страх и изумление — это примерно одно и то же. (Смеется.) Так героев стало пять. Ну а потом довольно много времени ушло на проработку того, что с ними должно произойти, мы пытались понять, о чем будет в конечном счете эта история. В какой-то момент я сообразил, что идеальный сюжет это взросление: в момент перехода все реакции обостряются. В итоге я пришел к тому, что мы становимся взрослыми в тот момент, когда заканчивается период беззаботности, когда мы теряем что-то навсегда.

— И для того, чтобы пережить потерю, человеку и нужна Печаль, верно?

— Да! Но на самом деле, все просто. Допустим, гнев отвечает за бесстрашие, страх — напротив, за защиту, а печаль, на мой взгляд, помогает справиться с потерей. В Америке люди тратят массу сил на то, чтобы избежать печали: пьют таблетки, алкоголь. Я хотел сказать о том, что этого состояния не стоит бояться. Наоборот, надо почувствовать его, понять, какой теперь должна быть твоя жизнь. И потом именно эта эмоция вызывает сочувствие окружающих, которое помогает пережить потерю. Об этом мы и говорим в нашем фильме — когда Райли плачет, ей приходят на помощь. Для этого и нужна Печаль.

— Вы стали лучше понимать себя, когда разобрались с тем, как работают эмоции?

— Да, хотя в какие-то моменты я по-прежнему остаюсь сам для себя загадкой. Из разговоров с Экманом я понял, что система эмоций — одна из самых таинственных, мы по-прежнему не понимаем, как она работает. Мы знаем, как устроен мозг, какие его отделы отвечают за принятие решений, но эмоции часто берут верх над разумом, и это всегда непредсказуемо.

— «Головоломка» это очень кинематографичный мультфильм. Не рассматривали ли вы возможность снять его с живыми актерами?

— Нет, никогда. Мне было важно показать воображаемое пространство, которое мы никогда не видели, но которое при этом нам знакомо. Передать это средствами традиционного игрового кино, на мой взгляд, практически невозможно. И потом, понимаете, анимация — это чистая магия. То, что вы видите, — подделка, ничего из этого не существует. Но с другой стороны, происходящее заставляет нас смеяться и плакать — в этом есть волшебство.