Пенсионный советник

Маленькая вера

В продаже первый за 18 лет альбом культовой группы Faith No More «Sol Invictus»

Ярослав Забалуев 29.05.2015, 13:40
fnm.com

В продаже первый за 18 лет альбом культовой группы Faith No More «Sol Invictus», на котором калифорнийские фанк-гедонисты под руководством Майка Паттона предлагают свой рецепт лекарства от эпидемии «новой искренности».

Строго говоря, нет группы, название которой более точно отражает окружающую нас сегодняшнюю действительность, чем Faith No More. Простая и честная констатация переизбытка информации при парадоксальной невозможности никому верить: если бы такая группа не существовала уже почти три десятка лет, ее определенно стоило бы придумать. Здесь стоит вспомнить, что

на момент создания (вернее — формирования классического состава с Майком Паттоном у микрофона) Faith No More приходилось выступать скорее мастерами мимикрии.

На рубеже 80-х и 90-х в музыкальных клубах бушевала гранж-революция, с которой калифорнийским фанк-гедонистам с их кабаретным подходом к тяжелому року было не вполне по пути.

Тогда музыкантам, впрочем, удалось добиться успеха — не в последнюю очередь благодаря привычке Паттона жонглировать вокальными техниками — от шепота до истошного вопля. Однако когда посреди набора из фанк-металлических хитов Faith No More вдруг записывали перепевку эстрадного стандарта «Easy», это вызывало у волосатых подростков недоумение.

После приостановки творческой деятельности в конце 90-х все музыканты проявили себя на стороне.

Время показало, что, за исключением вокалиста, это просто крайне профессиональные, мастеровитые инструменталисты — одни из лучших в рок-музыке. Паттон же наплодил гигантское количество сайд-проектов, в которых окучил все возможные жанры — от металла и фри-джаза до итальянской эстрады «под Челентано» и музыки для кино. Теперь певца уже никому и в голову не придет номинировать на «голос поколения», зато очевидно, что Майк — едва ли не самый выдающийся рок-эксцентрик нашего времени.

Шесть лет назад музыканты вновь воссоединились — вроде бы чтобы просто заработать на волне ностальгии. В 2011-м они впервые исполнили новую песню, выдав ее за кавер-версию. Прозорливые поклонники быстро поняли, что Faith No More в очередной раз их разыграли, и стали ждать новой работы, которая в итоге получила слегка макабрическое название «Sol Invictus».

При первом же прослушивании короткой, по меркам группы, 40-минутной пластинки быстро становится понятно, почему работа так затянулась.

Музыканты, очевидно, не хотели впадать в самоповторы, выдавая сборник общих мест,

поскольку в тиражировании барочного фанк-метала за 18 лет студийного молчания преуспел целый ряд коллективов — например, группа Korn. Для максимально полного и точного воплощения нынешнего состояния группы продюсированием альбома занялся бас-гитарист Билли Гулд, а выпуск взял на себя основанный Майком Паттоном лейбл Ipecac Records. Музыкально Faith No More образца 2015 года — это сложносочиненный готический арт-рок, включающий, впрочем, все приметы стиля — фанковый ритм дуэта Гулда и барабанщика Майка Бордина, помпезные клавиши Родди Ботума и, разумеется, шепоты и крики Паттона.

Как и многие работы мастеров прошлого (скажем, недавний альбом Blur), «Sol Invictus» сделан так, как сейчас никто не делает.

Идей, заложенных в каждой композиции иным, более ушлым артистам, хватило бы на целый альбом, группа звучит широко и зычно, а пластинка идеально слушается по кругу.

Но самое неожиданное заключается в другом. Освободившись от обязанности оправдывать ожидания публики и демонстративно отгородившись от окружающего мира (сцена в их нынешнем туре оформлена в духе поминальной мессы), группа выпустила работу, крайне созвучную сегодняшнему дню. Такие песни, как «Superhero» или «Matador», не описывают действительность, а транслируют отношение к ней. Сочетание затейливого композиторского мышления и текстовых абстракций помогает взглянуть на реальность с долей здорового цинизма. Разумеется, с гуманистической точки зрения такая позиция ведет к душевной черствости, но сейчас такой способ противостояния предчувствиям «последних времен» и очередной волне «новой искренности» кажется наиболее действенным.