Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

5 выставок на выходные

5 важных выставок, открывшихся на минувшей неделе, — выбор «Газеты.Ru»

Татьяна Сохарева 28.03.2015, 13:54
Марк Шагал «Над Витебском» (1915) Wikimedia Commons
Марк Шагал «Над Витебском» (1915)

Еврейские художники и русский авангард, инфантильная графика Олега Мавроматти и номинанты премии «Инновация»: «Газета.Ru» рассказывает о пяти главных выставках, открывшихся на неделе.

«Современники будущего» в Еврейском музее и центре толерантности

Оскар Рабин, «Рубль» Wikimedia Commons
Оскар Рабин, «Рубль»

На выставке, рассказывающей о художниках-евреях, которые делали русский авангард и советское неофициальное искусство, запросто можно заплутать. Здесь показывают больше 30 авторов, от Марка Шагала и Эля Лисицкого до Ильи Кабакова и Эрика Булатова. Вместе они могли бы составить среднюю энциклопедию искусства ХХ века — со скидкой на неизбежные упущения. Аккуратно избегая вопросов о местечковости еврейского искусства, кураторы (специалист по еврейским художникам-авангардистам Григорий Казовский, популяризатор московских концептуалистов Иосиф Бакштейн и Мария Насимова, занимающаяся «вторым авангардом») решили вписать его в широкий контекст. Выставку в итоге раздробили на три главы — авангард начала XX века, так называемый второй авангард 1950-х и 1960-х и сменившие его московский концептуализм и соц-арт. Если у представленных тут художников и есть что-то общее, кроме национальности, то это манера перекодировать — традицию ли или советскую символическую систему, не так важно.

Выставка номинантов премии «Инновация» в ГЦСИ

Выставка номинантов премии «Инновация» в ГЦСИ ncca.ru
Выставка номинантов премии «Инновация» в ГЦСИ

Одна из двух главных премий в области современного искусства показывает своих номинантов. До 3 мая в ГЦСИ можно увидеть, например, тотальную инсталляцию Ирины Кориной «Припев» — терпкий барочный попс, сложенный из ремонтного мусора, рождественских елок, яхт, двуглавых орлов и Эйфелевой башни из плюша. Или посмотреть часовой фильм студентов Школы вовлеченного искусства и петербургской группы «Что делать», который представляет собой попытку коллективному художественному акту придать черты исповеди. И та и другая работы претендуют на главный приз в номинации «Произведение визуального искусства». Кроме того, здесь показывают екатеринбургскую арт-группу «Куда бегут собаки», которая сталкивает искусство с наукой, интерактивными технологиями и метафизикой, кукольный спектакль «Пояс Афродиты» от творческого союза «Тереза» и презентацию выставки «Паша 183. Наше дело подвиг!» — ретроспективы уличного художника Павла Пухова, которого называют «русским Бэнкси». Всего за призы в пяти номинациях борются 25 проектов, победителей объявят 21 апреля.

The Best of Russia 2014 на Винзаводе

The Best of Russia 2014 на Винзаводе Винзавод
The Best of Russia 2014 на Винзаводе

Ежегодная выставка фотографий The Best of Russia — своего рода социологическое исследование. С 2008 года организаторы конкурса показывают страну глазами ее жителей — так, как есть. На первый взгляд получившаяся выборка кажется набором случайностей, парадоксальным пространством, в границах которого улитки, раскачивающиеся на сочных ягодах малины (и напоминающие рекламу биойогурта), встречаются с инвалидами-колясочниками, затерявшимися среди пешеходов в метро, и эффектными рыжими женщинами. В этот раз в отличие от прошлого года, правда, обошлось без остросоциальных тем. Если 2013 год был отмечен репортерскими снимками самолета, упавшего во Внуково, наводнением на Дальнем Востоке и олимпийскими «моржами»-факелоносцами, то 2014-й представляют дедушки на самокате, северное сияние и возбужденные фанаты «Торпедо» с голым торсом. Всего же здесь показывают около 300 любительских и профессиональных снимков.

«Переигра. Графический проект Олега Мавроматти» в Зверевском центре современного искусства

«Переигра. Графический проект Олега Мавроматти» в Зверевском центре современного... zverevcenter.ru
«Переигра. Графический проект Олега Мавроматти» в Зверевском центре современного искусства

В 2000 году Олег Мавроматти прибил себя гвоздями к кресту, перед этим вырезав бритвой на спине фразу, которую некоторые сочли богохульной. За эту акцию на художника подали в суд, от которого он сбежал в Болгарию. Десять лет спустя Мавроматти, привязав себя к электрическому стулу, устроил интернет-голосование: когда количество человек, считающих, что он заслуживает наказания, превышало число проголосовавших против, он получал удары током. На этот раз одного из главных персонажей московского акционизма, который в 1990-е участвовал в проектах движения ЭТИ и создал кинообъединение «Супернова» вместе с Сергеем Сальниковым, Сергеем Пахомовым и Светланой Басковой, представляют с помощью полудетских-полуидиотических рисунков. Их можно увидеть в Зверевском центре современного искусства до конца марта.

«Николай Касаткин. Двойная картина» в Третьяковской галерее

«Николай Касаткин. Двойная картина» в Третьяковской галерее tretyakov.ru
«Николай Касаткин. Двойная картина» в Третьяковской галерее

В зале спецпроектов на Крымском Валу показывают больше 20 работ Николая Касаткина — одного из классиков, ни в чем не уступающего Эрику Булатову и Олегу Васильеву. Касаткин работает с традиционной картиной, пытаясь прорваться за ее пределы и вопрошая о ее возможностях. Его идиллические пейзажи — это труп классической формы, которая то и дело превращается у него в картину-письмо или картину-окно. Словом, во все, что угодно, кроме плоского изображения. Это и есть двойная оптика Касаткина, интересующегося формой больше, чем содержанием. «Двойная картина» — первая персональная выставка художника в пространстве музея. Работы для нее предоставили галерея pop/off/art, историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» и другие собрания.