Слушать новости

5 выставок на выходные

5 важных выставок, открывшихся на минувшей неделе, — выбор «Газеты.Ru»

Еврейские художники и русский авангард, инфантильная графика Олега Мавроматти и номинанты премии «Инновация»: «Газета.Ru» рассказывает о пяти главных выставках, открывшихся на неделе.

«Современники будущего» в Еврейском музее и центре толерантности

На выставке, рассказывающей о художниках-евреях, которые делали русский авангард и советское неофициальное искусство, запросто можно заплутать. Здесь показывают больше 30 авторов, от Марка Шагала и Эля Лисицкого до Ильи Кабакова и Эрика Булатова. Вместе они могли бы составить среднюю энциклопедию искусства ХХ века — со скидкой на неизбежные упущения. Аккуратно избегая вопросов о местечковости еврейского искусства, кураторы (специалист по еврейским художникам-авангардистам Григорий Казовский, популяризатор московских концептуалистов Иосиф Бакштейн и Мария Насимова, занимающаяся «вторым авангардом») решили вписать его в широкий контекст. Выставку в итоге раздробили на три главы — авангард начала XX века, так называемый второй авангард 1950-х и 1960-х и сменившие его московский концептуализм и соц-арт. Если у представленных тут художников и есть что-то общее, кроме национальности, то это манера перекодировать — традицию ли или советскую символическую систему, не так важно.

Выставка номинантов премии «Инновация» в ГЦСИ

Одна из двух главных премий в области современного искусства показывает своих номинантов. До 3 мая в ГЦСИ можно увидеть, например, тотальную инсталляцию Ирины Кориной «Припев» — терпкий барочный попс, сложенный из ремонтного мусора, рождественских елок, яхт, двуглавых орлов и Эйфелевой башни из плюша. Или посмотреть часовой фильм студентов Школы вовлеченного искусства и петербургской группы «Что делать», который представляет собой попытку коллективному художественному акту придать черты исповеди. И та и другая работы претендуют на главный приз в номинации «Произведение визуального искусства». Кроме того, здесь показывают екатеринбургскую арт-группу «Куда бегут собаки», которая сталкивает искусство с наукой, интерактивными технологиями и метафизикой, кукольный спектакль «Пояс Афродиты» от творческого союза «Тереза» и презентацию выставки «Паша 183. Наше дело подвиг!» — ретроспективы уличного художника Павла Пухова, которого называют «русским Бэнкси». Всего за призы в пяти номинациях борются 25 проектов, победителей объявят 21 апреля.

The Best of Russia 2014 на Винзаводе

Ежегодная выставка фотографий The Best of Russia — своего рода социологическое исследование. С 2008 года организаторы конкурса показывают страну глазами ее жителей — так, как есть. На первый взгляд получившаяся выборка кажется набором случайностей, парадоксальным пространством, в границах которого улитки, раскачивающиеся на сочных ягодах малины (и напоминающие рекламу биойогурта), встречаются с инвалидами-колясочниками, затерявшимися среди пешеходов в метро, и эффектными рыжими женщинами. В этот раз в отличие от прошлого года, правда, обошлось без остросоциальных тем. Если 2013 год был отмечен репортерскими снимками самолета, упавшего во Внуково, наводнением на Дальнем Востоке и олимпийскими «моржами»-факелоносцами, то 2014-й представляют дедушки на самокате, северное сияние и возбужденные фанаты «Торпедо» с голым торсом. Всего же здесь показывают около 300 любительских и профессиональных снимков.

«Переигра. Графический проект Олега Мавроматти» в Зверевском центре современного искусства

В 2000 году Олег Мавроматти прибил себя гвоздями к кресту, перед этим вырезав бритвой на спине фразу, которую некоторые сочли богохульной. За эту акцию на художника подали в суд, от которого он сбежал в Болгарию. Десять лет спустя Мавроматти, привязав себя к электрическому стулу, устроил интернет-голосование: когда количество человек, считающих, что он заслуживает наказания, превышало число проголосовавших против, он получал удары током. На этот раз одного из главных персонажей московского акционизма, который в 1990-е участвовал в проектах движения ЭТИ и создал кинообъединение «Супернова» вместе с Сергеем Сальниковым, Сергеем Пахомовым и Светланой Басковой, представляют с помощью полудетских-полуидиотических рисунков. Их можно увидеть в Зверевском центре современного искусства до конца марта.

«Николай Касаткин. Двойная картина» в Третьяковской галерее

В зале спецпроектов на Крымском Валу показывают больше 20 работ Николая Касаткина — одного из классиков, ни в чем не уступающего Эрику Булатову и Олегу Васильеву. Касаткин работает с традиционной картиной, пытаясь прорваться за ее пределы и вопрошая о ее возможностях. Его идиллические пейзажи — это труп классической формы, которая то и дело превращается у него в картину-письмо или картину-окно. Словом, во все, что угодно, кроме плоского изображения. Это и есть двойная оптика Касаткина, интересующегося формой больше, чем содержанием. «Двойная картина» — первая персональная выставка художника в пространстве музея. Работы для нее предоставили галерея pop/off/art, историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» и другие собрания.

Поделиться:
Подписывайтесь на наш канал @gazeta.ru в Telegram
Подписаться
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть