Прорвало

В прокат выходит новый фильм Юрия Быкова «Дурак»

Дарья Слюсаренко 15.12.2014, 11:15
__is_photorep_included6342693: 1

В прокат выходит новый фильм Юрия Быкова «Дурак» – очередная попытка рассказать о бессилии честного человека в борьбе с провинциальной коррупцией.

Сантехник Никитин приезжает в общежитие, где, по заявлениям жильцов, лопнула труба. Обнаруживает там сквозную трещину, проходящую через несущую стену, и поехавший фундамент. Не зная, что делать, он возвращается домой, но посреди ночи вскакивает с постели в холодном поту, понимая, что здание непременно рухнет со дня на день. Чтобы организовать эвакуацию, нужно найти мэра города, а у мэра именно в этот день юбилей, отмечать который в главном кафе провинциального городка собрались все чиновники разом.

Убедить их в том, что посреди ночи нужно выключить музыку и спасать жильцов общежития, оказывается очень непросто.

«Дурак» – третий фильм создателя «Жить» (не путать с одноименной картиной Василия Сигарева) и «Майора», которые весьма благосклонно были приняты российскими кинокритиками. Все три картины режиссера в свое время были номинированы на главный приз «Кинотавра», а «Майор» добрался даже до Канна (приз ФИПРЕССИ, международной организации кинокритиков).

На этот раз Быков обошелся без своего актера-талисмана Дениса Шведова, исполнившего главные роли в двух предыдущих картинах. Роль очень честного сантехника досталась Артему Быстрову, который ранее снимался во второстепенных ролях в «Восьмерке» Алексея Учителя и «Все просто» Сони Карпуниной.

Как объяснил режиссер в одном из интервью, в этой картине ему понадобился «очень, очень наивный» типаж.

Наталья Суркова (сериал «Линии Судьбы» и «Убойная сила») играет мэра провинциального городка. Весь фильм, нервно теребя кольца с огромными бриллиантами на пальцах, она рассуждает о том, как тяжело одновременно и содержать семью, и давать откаты. А герои Юрия Цурило и Кирилла Полухина повторяют слова всех более или менее замученных совестью коррупционеров:

«Так ведь вся страна живет».

Вынужденные в какой-то момент прекратить веселье чиновники садятся за круглый стол в конференц-зале, начинают обсуждать план действий – и мгновенно превращаются в «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета. Ассоциации с классической голливудской лентой возникают и в связи с мизанценой, и в связи с первоклассной игрой актеров, которые ее разыгрывают. Они, по сценарию,

вынуждены отчаянно тянуть время небанальными разговорами о жизни в провинции и том, кто, собственно, достоин жить, а кто – нет.

Однако в отличие от «Жить» и «Майора» в «Дураке» всего слишком: сантехник весь состоит из честности, мэр – из воровства. Среди жителей общаги нет ни одного нормального человека – сплошь алкоголики, избивающие жен и детей (которые в свою очередь все поголовно малолетние наркоманы); даже самые хорошие чиновники в общем-то сволочи.

Все события и герои делятся на две неравные части – тотальное черное и тонущее в нем микроскопическое белое.

И в этом желании донести свое понимание добра и зла ценой объема и глубины характеров Быков с новой картиной вписывается в угасшую уже было волну российской «чернухи» – доминирующего тренда второй половины 1990-х – начала 2000-х, мастерам которой было свойственно утрировать дикие и грустные черты и самые тяжелые элементы русской жизни в ущерб всем остальным. Из фильмов более или менее последнего времени схожая проблема была, например, в «Волчке» упомянутого выше Василия Сигарева – кино про девочку, которая очень любит мать, но никогда не добьется взаимности. Сантехник Никитин у Быкова точно так же всеми силами рвется к правде и справедливости, но в этих своих стремлениях обречен остаться на своем пути без поддержки сограждан и даже без их понимания. При этом актеры у Быкова всегда играют прекрасно, так что каждая его новая работа режиссера оставляет смешанные чувства:

радость от просмотра качественно сделанного кино и чувство глубокой, безнадежной тоски от того, что «хотел сказать автор».

Забавным образом новый фильм Быкова пересекается с недавно вышедшей в прокат картиной «День дурака» Александра Баранова, созданной при поддержке и участии Следственного комитета РФ. Фильмы роднит не только название, но и герои – обычные провинциальные коррупционеры, на примере которых показана ситуация по России в целом. Разница лишь в том, что «День дурака» с самого начала видел себя незатейливой комедией с социальными мотивами – и ничем большим. А вот быковский «Дурак» явно задумывался как масштабная драма о невозможности для честного человека победить систему, но по дороге растерял всю предполагаемую метафизику и кафкианские мотивы. Так что получается, что в соревновании двух кинодураков победил тот, что поглупее.