Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бытие как точная наука

В прокате антиутопия «Теорема Zero» Терри Гиллиама

В прокате «Теорема Zero» с Кристофом Вальцем в роли сходящего с ума счетовода — новый фильм Терри Гиллиама напоминает знаменитую «Бразилию», если бы ее переписал Даррен Аронофски, а сняли бы братья Вачовски.

Лысый человек (Кристоф Вальц) судорожно теребит в руках джойстик перед экраном, на котором шустро вращается что-то вроде кубика Рубика. Вокруг такие же экраны, шум, хаос, Дэвид Тьюлис с нелепой прической.

Похоже на ретро-футуристическое казино или биржу в дурдоме, но на самом деле это офис корпорации «Мэнком», где сотрудник департамента онтологии Коэн Лет занимается подсчетом «сущностей».

С работой обладатель гладкого черепа и привычки говорить о себе во множественном числе справляется лучше всех, но постоянно ноет о смерти и сверхважном звонке, который боится пропустить. Асоциальное поведение дает результат: руководитель по имени Руководство (Мэтт Деймон) переводит Коэна на надомную работу и поручает доказать, что мироздание есть не более чем досадная погрешность абсолютного нуля и в ноль же обратится.

По слухам, все, кто брался за соответствующую теорему, сходили с ума.

Более всего новый фильм Терри Гиллиама напоминает его же «Бразилию» 1985 года с поправкой на почти тридцатилетнюю разницу и желание автора сценария Пэта Рашина поговорить о детерминированном хаосе и смысле жизни.

Коэн раз за разом повторяет свое имя по буквам: Q-O-H-E-N.

Прибавить фамилию — получится Qoheleth, что традиционно переводится с древнееврейского как Экклезиаст. В соответствующей ветхозаветной книге как раз говорится о суете сует, вечном круговороте Вселенной и человека.

Собственно, таким фильмом могла бы быть «Бразилия», если бы ее переписал Даррен Аронофски, а пересняли брат и сестра Вачовски: «Пи» и «Фонтан» встречают «Облачный атлас» (талантливый артист Брэд Уишоу прилагается в эпизодической роли доктора).

Вместо тотального контроля со стороны госбюрократии — тотальный контроль со стороны зловещих корпораций, которые всегда готовы нашпиговать твой дом скрытыми камерами. Вместо снов о прекрасной незнакомке — навязчивая идея о смысле жизни.

Да, цвета стали ярче, зато пневмопочта на месте, только пересылает теперь не бумажки из канцелярии в канцелярию, а разноцветные капсулы с компьютерными данными в жидком виде.

В общем, добро пожаловать в сильно захламленную пустыню реального, какой она видится стареющему визионеру. Гиллиаму нет дела до того, что мир будущего стремится к стерильности пространства, как в фильме «Она» Спайка Джонза. В «Теореме Zero» без сплетения проводов и несуразных коробок не обойтись, иначе что потом крушить молотком — не облачные же хранилища данных.

Герой фильма рвется из душного, тесного, темного офиса в душный, тесный, темный дом, чтобы закрыться там на десяток засовов, которые лишь создают иллюзию защищенности от внешнего мира, но не способны защитить от вторжения.

И Коэн совсем не похож на блаженного простака из «Бразилии» — он нытик, про которого с самого начала понятно, что он сам виноват во всех своих бедах.

Что за вопросы к бытию: «Каково мое предназначение? Зачем я существую?» Стыдоба. Он и сам признается, что с детства был одержим чувством собственной исключительности, которое вступило в конфликт с осознанием собственной незначительности перед лицом Вселенной. И вот теперь сидит и ждет, что Голос, который он когда-то услышал в телефонной трубке, перезвонит и все объяснит. Ждет в доме, обустроенном в церкви. Церкви, в которой жили и сгорели монахи, давшие все мыслимые обеты, в том числе молчания. «Должно быть, никто не нарушил обет, чтобы крикнуть: «Пожар!», — робко пытается пошутить Коэн, когда в его доме заводится назойливая гостья (Мелани Тьерри).

Она сначала окажется не той, кем кажется, а потом еще раз перевоплотится — но нет, женщине не вытащить затворника из кокона. Когда бы не Вальц, смотреть на него сил бы не было. Да даже Руководитель, манипулирующий Коэном, вызывает больше симпатии. Он честно формулирует свой интерес к постижению упорядоченной бессмыслицы мира: «Хаос платит». Так же честно он сообщает герою, что не является тем, кто позвонит и утешит.

В конце концов на озвученные здесь вопросы уже дали исчерпывающий ответ другие Коэны — братья, когда сняли «Серьезного человека».

Гиллиаму не удается выйти на их уровень разбирательств со Вселенной, и он скромно признает, что не стареющим лунатикам решать такие задачки. Так появляется второй после гостьи живой персонаж — 15-летний Боб (Лукас Хеджес, подросший рыжий злодей из «Королевства полной луны» Уэса Андерсона), юный компьютерный гений, который с джойстиком и математикой обращается ловчее героя, но предпочитает пиццу и смену обстановки вселенским вопросам. Увы, пессимизм режиссера оказывает на судьбу парня не самое лучшее влияние.

Новости и материалы
В ДНР заявили о переброске ракет ATACMS на территорию Украины
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США
Минск будет противостоять расширению НАТО
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
«Крабовому королю» Кану вынесли приговор за организацию убийства
Ученые нашли источник радиоактивного загрязнения тибетской «крыши мира»
Все новости