Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Здесь был писатель

На Первом канале стартовал сериал «Куприн», снятый по мотивам произведений писателя и с ним самим в качестве героя

Игорь Карев 03.06.2014, 13:13
__is_photorep_included6057321: 1

Первый канал покажет многосерийный фильм «Куприн» — три истории от трех режиссеров, в основе которых — герои и произведения писателя и то, какими их увидел сам автор.

Восторженный студент Петр Лихонин (Антон Шагин) едет к своей невесте с намерением жениться. Любовь всей его жизни, впрочем, оказывается ветреной особой и содержанкой престарелого ловеласа. Застенчивую и симпатичную Любу (Екатерина Шпица) ее как бы муж оставляет в публичном доме, где девушку принуждают заниматься проституцией. Вера Шеина (Ирина Леонова) вместе с мужем и братом переезжают на дачу, но ее и там достают письма от таинственного поклонника.

Аларин (Леонид Бичевин) возвращается свой родной Гусятин и в поезде спасает от приставаний гувернантку Дашу (Екатерина Тарасова). В городе он встречает укротительницу львов Зениду (Елизавета Боярская) и влюбляется в нее. Но у Зениды уже есть поклонник, а у Аларина — поклонница.

Подпоручик Ромашов (Никита Ефремов) прибывает в часть после училища. Он видит, как недостойно обращается с солдатами капитан Слива (Роман Мадянов), и подает рапорт командиру полка. В офицерском собрании одного из офицеров ложно обвиняют в краже часов, и он совершает самоубийство. А Ромашов влюбляется в жену своего начальника Шурочку (Екатерина Вилкова).

При всех этих событиях присутствует будущий писатель Александр Куприн (Михаил Пореченков), который в каком-то смысле становится главным героем своих еще не написанных повестей, а пока лишь фиксирует происходящее, заодно помогая людям разобраться в себе.

Первый канал заканчивает телевизионный сезон показом трех многосерийных фильмов по произведениям Александра Куприна — «Ямы», «Впотьмах» и «Поединка», в каждом из которых рядом оказались герои сразу нескольких произведений русского писателя. Так что обманываться названиями не нужно.

В первую часть (поставил Влад Фурман) кроме «Ямы» вошли «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Святая любовь» и «Телеграфист». Во второй (Андрей Эшпай) ко «Впотьмах» добавились «Молох», «Люция», «Путаница» и «Система». Сценарий третьей части (Андрей Малюков) был собран из «Поединка», «Юнкеров», «Брегета», «Пиратки» и «Штабс-капитана Рыбникова».

Сериалу эти упражнения в вивисекции пошли только на пользу.

Получился вполне связный и объемный рассказ о том, из какого сора выросли программные произведения Куприна, и о том, где писатель находил своих героев и свои сюжеты. Конечно, исторической правды в такой реконструкции немного, но она имеет право на существование. Впрочем, реальная биография Куприна, если вычесть скучное литературоведение, сама может послужить основой для приключенческого фильма. И как раз Пореченков, которому привычнее в роли крутых парней из боевиков или преисполненных мужеством врачей и учителей, смог передать на экране внутреннюю сущность своего персонажа.

А вот знакомиться по «Куприну» с произведениями писателя категорически не стоит: может создаться обманчивое чувство узнавания.

В принципе, объединение нескольких книг в один фильм давно опробовано. Так снимался, например, «Бег», поставленный в 1970 году Александром Аловым и Владимиром Наумовым. Куприн тоже не избежал подобного: его небольшие рассказы вплетали в экранизации повестей и в советское время, а недавние «Юнкера» Игоря Черницкого сделаны примерно по тем же произведениям, что и третья часть новой экранизации.

То есть ничего плохого в таком подходе нет, но при его использовании обычно рождается нечто другое, отличное от оригинальных произведений. Так получилось и в случае с «Куприным». Да, там есть его герои и сюжетные ходы его книг. Но фактически это новые истории, лишь с первого взгляда похожие на знакомые тексты из собрания сочинений. Истории яркие и живые, но честь их создания принадлежит авторам сериала.

Примечательно, что именно путь синтеза оказывается более выигрышным при экранизации, чем попытки бережного отношения к первоисточникам.

Сериал Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» в 2005 году собрал неплохую аудиторию и даже получил несколько премий, но был разруган за отсутствие «булгаковского духа»; «Белую гвардию» Сергея Снежкина за «дух» не ругали, но тоже приняли неласково.

Еще большие споры вызвали недавние «Бесы» Владимира Хотиненко — к которым, впрочем, по кинематографической части никто не придирался; просто этот сериал вышел в очень выгодный момент для поиска в нем намеков на недавние события в политической жизни России и Украины, а заодно проклятий в сторону либерального лагеря. Находили, кстати, и то и другое — что лишний раз подтвердило гениальность Достоевского.

«Куприн» же в политику демонстративно не лезет, это всего лишь три истории о несчастной любви.

Есть у фильма и еще один плюс.

Не секрет, что классические произведения на празднике современной литературной жизни почти что чужие. Тиражи в России неуклонно падают (даже с учетом книг Дарьи Донцовой), проблемой повышения интереса к чтению занимается лично президент, а министерства наперегонки составляют списки из ста настоятельно рекомендуемых книг (видимо, понимая, что больше никто не осилит). Конечно, классиков еще худо-бедно читают в школах, но массового читателя, как в СССР, уже нет.

Единственной дорогой к потенциальным читателям остается кинематограф — и в первую очередь телевизионный, как своеобразная реклама литературы: смотрите, что у нас есть, может, почитаем? Пока что это срабатывает, а в случае «Куприна» список используемых источников получился довольно обширным. Надолго хватит, на все лето.