Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Любили два товарища

Первый канал начинает показ сериала Александра Стефановича «Кураж» об Алле Пугачевой

Игорь Карев 15.04.2014, 19:16
__is_photorep_included5993981: 1

Александр Стефанович представил на Первом канале сериал «Кураж» — байопик Аллы Пугачевой, ставший байопиком режиссера.

Пожилой режиссер Алекс (Александр Стефанович) везет в Париж свою девушку и по дороге развлекает ее рассказами о своей молодости. Молодость, пришедшаяся на вторую половину 1970-х, была бурной и даже богемной: юный Алекс (Владимир Фекленко) работает на «Мосфильме», его фильмы успешны до такой степени, что директор студии (Вадим Андреев) не приказывает ему, а вежливо просит, а секретарь директора (Дина Гарипова) позволяет звонить по служебному телефону. Алекс сотрудничает с Сергеем Михалковым и близко знаком с другими знаменитостями. Еще он без ума от девушки Маши (София Лебедева), дочери партийного функционера, возит ее в Ленинград и показывает город с купола Исаакиевского собора.

Но однажды поэт-песенник Леонид Дербенев (Андрей Рапопорт) знакомит Алекса с молодой, но подающей большие надежды певицей Галлой (Александра Волкова), и это знакомство пусть и не круто, но меняет жизнь и режиссера, и артистки.

Он начинает опекать Галлу, все чаще ругается с Машей (чему способствует позиция ее отца), а у Галлы портятся отношения со знаменитым дирижером (Андрей Подошьян).

Аккурат к юбилею Аллы Борисовны Пугачевой Первый канал начал показ 12-серийного телефильма Александра Стефановича «Кураж», главная героиня которого до степени смешения похожа на примадонну российской и советской поп-сцены, а главный герой — на самого Стефановича.

От сходства, впрочем, никто не открещивается — основой для сценария стал одноименный роман Стефановича, написанный по мотивам событий тех лет.

Стефанович и Пугачева в конце 70-х были женаты, режиссер сделал для певицы сценический образ, снял в своей картине «Пена». Еще Стефанович, как и Алекс из сериала, был весьма успешным режиссером «Мосфильма» и едва ли не первым начал снимать советские мюзиклы с участием тогдашних звезд. Он делал фильмы с Софией Ротару и Михаилом Боярским и вывел на большой экран (хоть и не на первые роли) группу «Машина времени» и персонально Андрея Макаревича.

В общем, есть что вспомнить.

Но «Кураж», конечно, не обычная документалка (в которых, впрочем, Стефанович тоже знает толк), и учить по сериалу биографию Пугачевой было бы противоестественно.

Верить можно только тем фактам, которые и так можно найти в соответствующей статье в «Википедии»: познакомились, поженились, развелись. Все остальное — или почти все — субъективный рассказ Стефановича о том времени, как осторожно сказано в пресс-релизе.

Степень субъективности, к сожалению, зашкаливает, но это самая малая из проблем сериала. Хуже то, что «Кураж» никак не может определиться, о чем он.

Если это история о счастливом случае и о раскрутке молодого и талантливого новичка до звездного статуса, то Пугачеву на момент знакомства со Стефановичем начинающей певицей назвать сложно — она была довольно известной артисткой, выступала на сцене несколько лет, выигрывала конкурсы и уже спела, например, «Арлекино».

Да и сам режиссер, при всем уважении к его таланту, вряд ли может считаться счастливым случаем.

Если же Стефанович задумывал снимок эпохи позднего застоя, то он получился очень тусклым и нечетким — слишком крупными мазками сделано это полотно, слишком велика концентрация на частностях.

Еще оно безнадежно проигрывает на этом поле недавней «Оттепели» Валерия Тодоровского, которая показала все то же самое (пусть и про более ранние 60-е), но ярче, интереснее и, что уж скрывать, более современным киноязыком.

Стать «Оттепелью» про музыкальный бизнес СССР у «Куража» не выйдет ни под каким соусом.

Это даже не лав-стори двух знаменитостей — такие вещи нужно делать вовремя и так, чтобы это было интересно не только членам фан-клуба «Апрель».

Сериал выглядит скорее как сеанс самолюбования режиссера, решившего заодно порекламировать свою новую книгу — аудитория телеканала всяко больше тиража.

Алекс, альтер эго Стефановича, слишком идеален, так как ирония, свойственная Стефановичу-писателю, в сериале теряется напрочь. Экранный же двойник и в пожилом своем воплощении весьма брутален и способен спустить с лестницы охочего до «горячего» журналиста, а в молодости изображен талантливым постановщиком, которого ценит начальство, уважают коллеги и любят женщины.

В общем, будущий классик, слегка взбалмошный и немного фрондирующий советской властью — в меру и на кухне.

На фоне такого совершенства потеряется кто угодно. Более всех — молодая актриса Александра Волкова из «Ленкома», по замыслу вроде бы играющая главную роль. Ее имя, кстати, бог знает по какой причине держалось в строгом секрете вплоть до премьеры; прием совершенно не новый, с успехом использовался, например, для рекламы фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». В случае с «Куражом» он выглядит очевидно лишним — и совсем не потому, что в «Высоцком» был Безруков, а здесь его не оказалось.

Еще одна тайна сериала по замыслу автора заключалась в голосе Галлы, который получился очень похожим на голос Пугачевой; это тоже секрет Полишинеля.

Но все это неважно, поскольку главная роль в «Кураже» одна — у Алекса — Стефановича. Удел всех остальных актеров — либо своеобразное камео, либо же старательное изображение свиты, которая играет короля. Это бенефис одного человека; нынешний «Кураж» Стефанович мог бы снять где-то между «Душой» и «Начни сначала» (которые сейчас можно пересматривать только в научно-познавательных целях) — если бы ему вдруг тогда пришла в голову блажь сделать кино не о других людях, а о себе.