Пенсионный советник

Шестьдесят и пять номер один

Главный юбилей-2014: Алле Пугачевой исполняется 65 лет

Иван Акимов, Наталия Митюшева 15.04.2014, 09:01
__is_photorep_included5993193: 1

15 апреля Алле Пугачевой исполняется 65 лет. «Газета.Ru» вспоминает пять самых любопытных музыкальных свершений и достижений главной отечественной поп-артистки.

Пугачева на Западе: «Superman» / «Робинзон»

Алла Пугачева в роли певицы в художественном фильме «Сезон чудес». Одесская киностудия... РИА «Новости»
Алла Пугачева в роли певицы в художественном фильме «Сезон чудес». Одесская киностудия. Август 1985 года

Фактически первый сингл в истории отечественной поп-музыки, добившийся первых мест в чарте западных стран, «Superman» стал англоязычной версией песни «Робинзон», написанной Юрием Чернавским и первоначально предназначавшейся для фильма «Сезон чудес». У англоязычной версии песни была своя судьба: ее Пугачева записала вместе с бэк-вокалистами группы ABBA на альбоме-лонгплее «Watch Out!», вышедшем в Швеции.

«Superman» отдельно вышел в виде сингла на виниловой пластинке и с ходу попал в чарты нескольких западных стран, а в Швеции добрался до первого места.

Советская фирма «Мелодия» выпустила перепечатку пластинки под заглавием «Алла Пугачева в Стокгольме», однако на публикацию там ставшего знаменитым хита был получен прямой запрет. Кроме того, успех имела и другая песня с «Watch Out!», получившая английское название «Through The Eyes Of A Child», то есть «Глазами ребенка», — иностранная версия знаменитой песни «Белая дверь», также прозвучавшая в фильме «Сезон чудес».

Пугачева-звезда: первый советский фан-клуб

В 1988 году в СССР появился «Апрель» — первый официально зарегистрированный фан-клуб. До тех пор они существовали в Советском Союзе только в виде неформальных, уличных объединений; даже старейшему в стране комьюнити битломанов долго не удавалось добиться официального статуса. «Апрель», между прочим, подошел к делу очень серьезно, — рассказывала одна из основательниц клуба Екатерина Архипова. — Мы подали документы в райком комсомола и даже были зарегистрированы как общественная организация. Нам выделили помещение.

Я тогда удивилась тому, что нам пошли навстречу, думала, посмотрят как на умалишенных и выкинут за дверь».

«Апрель» был чрезвычайно цивилизованной фанатской организацией, выстраивавшей взаимоотношения почти по западному образцу: члены клуба не стремились к общению со звездой, зато исправно поздравляли певицу с праздниками, исследовали ее творчество и выезжали с ней на гастроли в крупные города. Певица, в свою очередь, иногда прибегала к помощи клуба. Так, на ряде знаменитых «Рождественских встреч» члены клуба работали в команде обеспечения, а также выходили в массовке, когда того требовал сценарий представления. С 1988 года клуб никогда не прерывал работы и функционирует до сих пор.

Пугачева в кино: «Женщина, которая поет» и «Пришла и говорю»

Кадр из фильма «Женщина, которая поет» киностудии «Мосфильм». 1979 год РИА «Новости»
Кадр из фильма «Женщина, которая поет» киностудии «Мосфильм». 1979 год

Алла Пугачева не была первой певицей, про которую были сняты музыкальные художественные и документальные фильмы, однако только в ее случае эти фильмы стали классикой отечественного кино, которые помнят до сих пор. В полубиографической мелодраме «Женщина, которая поет» и картине «Пришла и говорю», снятой во время гастролей в 1980-х, Пучева сыграла саму себя, спела и выступила в качестве одного из композиторов. Для первой картины она написала две композиции, которые прозвучали в картине в качестве фоновой музыки, а затем были превращены в песни «Я тебя никому не отдам» и «Все силы даже прилагая» (на слова Евгения Евтушенко).

Кроме того,

Алла Пугачева написала для фильма три песни под псевдонимом Борис Горбонос,

не предупредив автора остальной музыки Александра Зацепина. Узнав об этом, он со скандалом отказался от статуса композитора фильма, но разрешил использовать свои песни в картине.

В «Женщине, которая поет», снятой режиссером Александром Орловым, Пугачева играет Анну Стрельцову — певицу, переживающую личную и профессиональную драму. Премьера фильма состоялась в 1979 году: тогда он моментально стал лидером по кассовым сборам и по этому показателю занимает 27-е место в истории советского кинопроката.

Пугачева-благотворитель: выступление в Чернобыле и концерт «Счет №904»

Всего через месяц после взрыва на Чернобыльской АЭС Алла Пугачева вместе с Артемием Троицким задумали большой благотворительный концерт. Для него требовались согласования в нескольких инстанциях, в том числе в московском бюро ВЛКСМ и в Центральном комитете организации. Однако Пугачева вместе Троицким смогли попасть напрямую к Александру Яковлеву, функционеру ЦК КПСС и главному идеологу перестройки, и тот разрешил выступать. 30 мая 1986 года в СК «Олимпийский» состоялся концерт «Счет №904», в котором приняли участие сама Пугачева, «Автограф», «Браво», Александр Градский, «Круиз», Владимир Кузьмин и многие другие; марафон транслировался в прямом эфире Центрального телевидения. Список выступающих пришлось согласовывать: в него не попали «Аквариум» и «Машина времени», которых лоббировал Троицкий; пропуск на сцену получили только те рок-музыканты, кто сотрудничал с Москонцертом и другими государственными эстрадно-филармоническими организациями. Однако, как потом признавал Троицкий, «Счет №904» стал (наряду с программой «Музыкальный ринг») одним из главных толчков к легализации рок-музыки в СССР.

А в сентябре 1986 года Пугачева вместе с Валерием Леонтьевым стали первыми артистами, приехавшими выступать в Чернобыль непосредственно после аварии на четвертом энергоблоке печально знаменитой АЭС.

Певица отыграла трехчасовой концерт прямо в разрушенном городе. Пугачева рассказывала, что испытывала страх перед этой поездкой и согласилась на нее только после того, как ее «очень попросил» некий высокопоставленный сотрудник КГБ. Ей порекомендовали надеть самую бросовую одежду, которую не жалко потом сжечь, а также не принимать цветов. Предметом главных мучений, вспоминала потом Пугачева, была необходимость убегать от поклонников, которые стремились пообщаться с приехавшей к ним певицей.

Пугачева-продюсер: «Браво» и «Наутилус Помпилиус»

«Для нас точкой прорыва в 1986 году стал концерт «Счет №904», на который нас пригласила Алла Борисовна Пугачева, — рассказывал в одном из интервью Евгений Хавтан. — Мы получили иммунитет от преследования: все шлюзы открылись». Возглавляемая им группа «Браво» стала одной из тех команд, которых певице вместе с Артемием Троицким удалось чудом протащить в список выступающих на благотворительном концерте.

Всего за полгода до этого события у Хавтана и других музыкантов были большие проблемы: на один из их полуподпольных концертов нагрянул ОБХСС, и самому Евгению светил срок за продажу билетов на концерт.

Вмешательство Пугачевой и участие в марафоне международного значения избавило музыкантов от преследования стражей социалистической собственности, однако не спасло вокалистку Жанну Агузарову от последствий некоторых своих чудачеств. Агузарова приехала в Москву из Новосибирска с паспортом на имя Иванны Андерс, и ее настоящее имя музыканты узнали только от следователей, а самой ей пришлось посидеть в Бутырке и съездить на зону. Тем не менее Пугачева продолжала помогать группе. Так, стараниями певицы «Браво» попали на программу «Музыкальный ринг», что немало способствовало их популярности.

Еще одной знаменитой группой, в судьбе которой приняла участие именинница, стал «Наутилус Помпилиус»:

в 1987 году группа прибыла в Москву из Свердловска, имея за плечами три записанных альбома. Четвертый по порядку (и самый, вероятно, знаменитый у группы в 1980-х) альбом «Князь тишины» уральский коллектив записал на студии Аллы Пугачевой. Руководил процессом звукорежиссер Александр Кальянов. Пугачева на «Князе тишины» выступила в роли саундпродюсера. Точнее, продюсера вокала: она посетила одну из сессий, осталась недовольна партией голоса Вячеслава Бутусова и в течение нескольких дней пыталась заниматься с ним. В итоге артистическое участие свелось к исполнению партии бэк-вокала в песне «Доктор твоего тела»: партия Пугачевой была записана отдельно и затем сведена с песней без ведома музыкантов.